Нетрадиционные методы и приемы проведения артикуляционной гимнастики дома
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон речи, особенно звукопроизношения, что говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.
Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие, сложный комплекс движений.
Неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие, их недостаточная подвижность являются причиной плохого произношения.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо.
Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс упражнений, цель которых — это выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упражнений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролировать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительный настрой, стремление правильно выполнять упражнения.
Нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики, для укрепления мышц губ, языка, щек, которые можно выполнять дома.
Артикуляционная гимнастика с вареньем.
«Вкусное варенье»
Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, нижней губы по кругу).
«Маляр»
Наносим ребенку варенье, мед и др. на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.
«Киска»
Смазываем поверхность тарелки вареньем, просим ребёнка слизать варенье язычком.
Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом.
«Иголочка»
Можно предложить ребенку достать чупа – чупс язычком (достал – облизал)
«Часики»
Чупа-чупс( или любую конфетку, печеньку, то что любит ребенок помещаем и держим у уголков рта, просим достать чупа – чупс язычком (чередуем с одной стороны в другую сторону уголков рта).
«Хоботок»
Просим ребенка сжать чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 3-5 секунд.
«Массаж языка»
Попросите ребенка высунуть язык, водите чупа — чупсом вперед-назад по средней линии, слегка постукивая делать легкие вибрационные движения.
Артикуляционная гимнастика с любой ягодой можно взять орешки (такие упражнения проводятся только под присмотром взрослых).
Взять 2 блюдечка (одно пустое, другое с ягодой) и предложить ребенку только губами без помощи рук перенести ягоду из одной тарелки в другую.
Артикуляционная гимнастика с кукурузной палочкой или соломкой.
«Хоботок»
Предлагаем ребенку удержать палочку между губами, губы вытянуты в хоботок.
«Качели»
Предлагаем ребенку удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой, языком и нижней губой. Язык не касается зубов.
Артикуляционная гимнастика с сушками, баранками.
«Улыбочка»
Предлагаем ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 3-5 секунд.
«Заборчик»
Предлагаем ребенку сжать сушку зубами и удерживай её 3-5 секунд.
«Иголочка»
Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 3 до 5).
Упражнения с шариком, бусиной или сушкой
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо — влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
5. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно губы и покатать шарик от щеки к щеке.
Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.
Упражнения с ложкой (массаж)
1. Высунутый язык легонько похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
3. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам. Так же можно похлопывать круговыми движениями.
В процессе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как у ребенка наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. В процессе постоянного (ежедневного) выполнения комплекса артикуляционной гимнастики, вы увидите, как постепенное напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Если у ребенка не получается выполнение какого-либо упражнения помогите ему, не в коем случае не ругайте ребенка, это может вызвать негатив и в дальнейшем ребенок откажется от выполнения гимнастики.