Звукоподражания в речи детей
Трудно переоценить значение звукоподражаний в развитии речи ребенка.
Оно способствует развитию артикуляции и присваивает номинативную функцию окружающим предметам. Лучше всего звукоподражания вызывать в эмоционально значимых ситуациях в сочетании с действием.
Ребенок укачивает куклу: — «А-А-А!» Можно произносить эти звуки со сменой ударения. Рот при этом широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости за нижними резцами.
У игрушки болят зубки: — «О-О-О!» Губы округлены, качаем головой.
Показать лошадку: — «И-И-И!» Губы в улыбке, язык за нижними резцами.
Волк воет: — «У-У-У!» Губы тянем трубочкой.
Пароход гудит: — «Ы-Ы-Ы!» Рот открыт , язык отодвигается назад.
Если ребенок произносит отдельные гласные, отрабатываем сочетания.
Кукла заблудилась в лесу и кричит: — «Ау!Ау!» Руки держим «рупором».
Ляля плачет: — «Уа!Уа!» Качаем головой.
Показать ослика и озвучить:- «Иа! Иа!» Губы в улыбке – рот широко открыт.
Позднее переходим к согласным звукам.
Закипает чайник и пыхтит:- «П-п-п!» Плотно смыкаем губы, взрывной звук.
Колесо накачиваем: — «С-с-с!» Губы в улыбке, язык за нижними резцами. Руками показываем работу насоса.
Камыш шумит:- «Ш-ш-ш!» Губы тянем «окошечком» вперед, язык вверх. Руки поднимаем выше и машем.
Пилит пила (повторить движения инструмента ребром ладони):- «Сь-сь-сь!»Губы в улыбке, язык внизу за резцами.
Комарик звенит (вращаем указательным пальцем):-«З-з-з!» Губы в улыбке, язык внизу за резцами.
Жужжит жук (соревнуемся в длительности с малышом):- «Ж-ж-ж!» Губы тянем вперед «окошком», язык вверх.
Согреваем в ладонях игрушку:-«Х-х-х!» Язык отодвигается назад к горлышку, звук резкий, отрывистый.
Ежик фыркает:- «Ф-ф-ф!» Нижнюю прижать к верхним зубам, иногда нужно прикусить слегка.
Далее произносятся звукоподражательные слоги и слова, в т.ч. голоса животных.
Отработка междометий:
Мячик упал-ах, посуда разбилась-ох, холодно на улице-ух!
Подражаем бытовым шумам:
Часы-тик-так, вода-кап-кап, малыш-топ-топ, ножницы-чик-чик.
Повторяем транспортные шумы:
Машинка-би-би, поезд-ту-ту, паровоз-чух-чух…
Подражаем звукам музыкальных инструментов:
Ля-ля, динь-динь, бом-бом, ду-ду.
Звукоподражания должны произноситься многократно с опорой на артикуляцию взрослого. После отработки на реальных объектах переходим к ярким реалистичным картинкам.
Речь взрослого, а с ним и ребенка, должна быть эмоционально окрашена.
Все отрабатывается преимущественно в игровой деятельности.