Звукоподражания в речи детей - Ресурсный центр

Звукоподражания в речи детей

Трудно переоценить значение звукоподражаний в развитии речи ребенка.

Оно способствует развитию артикуляции и присваивает номинативную функцию окружающим предметам. Лучше всего звукоподражания вызывать в эмоционально значимых ситуациях в сочетании с действием.

Ребенок укачивает куклу:  — «А-А-А!» Можно произносить эти звуки со сменой ударения. Рот при этом широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости за нижними резцами.

У игрушки болят зубки: — «О-О-О!» Губы округлены, качаем головой.

Показать лошадку: — «И-И-И!» Губы в улыбке, язык за нижними резцами.

Волк воет: — «У-У-У!» Губы тянем трубочкой.

Пароход гудит: — «Ы-Ы-Ы!» Рот открыт , язык отодвигается назад.

Если ребенок произносит отдельные гласные, отрабатываем сочетания.

Кукла заблудилась в лесу и кричит: — «Ау!Ау!» Руки держим «рупором».

Ляля плачет: — «Уа!Уа!» Качаем головой.

Показать ослика и озвучить:- «Иа! Иа!» Губы в улыбке – рот широко открыт.

Позднее переходим к согласным звукам.

Закипает чайник и пыхтит:- «П-п-п!» Плотно смыкаем губы, взрывной звук.

Колесо накачиваем: — «С-с-с!» Губы в улыбке, язык за нижними резцами. Руками показываем работу насоса.

Камыш шумит:- «Ш-ш-ш!» Губы тянем «окошечком» вперед, язык вверх. Руки поднимаем выше и машем.

Пилит пила (повторить движения инструмента ребром ладони):- «Сь-сь-сь!»Губы в улыбке, язык внизу за резцами.

Комарик звенит (вращаем указательным пальцем):-«З-з-з!» Губы в улыбке, язык внизу за резцами.

Жужжит жук (соревнуемся в длительности с малышом):- «Ж-ж-ж!» Губы тянем вперед «окошком», язык вверх.

Согреваем в ладонях игрушку:-«Х-х-х!» Язык отодвигается назад к горлышку, звук резкий, отрывистый.

Ежик фыркает:- «Ф-ф-ф!» Нижнюю прижать к верхним зубам, иногда нужно прикусить слегка.

Далее произносятся звукоподражательные слоги и слова, в т.ч.   голоса животных.

Отработка междометий:

Мячик упал-ах, посуда разбилась-ох, холодно на улице-ух!

Подражаем бытовым шумам:

Часы-тик-так, вода-кап-кап, малыш-топ-топ, ножницы-чик-чик.

Повторяем транспортные шумы:

Машинка-би-би, поезд-ту-ту, паровоз-чух-чух…

Подражаем звукам музыкальных инструментов:

Ля-ля, динь-динь, бом-бом, ду-ду.

Звукоподражания должны произноситься многократно с опорой на артикуляцию взрослого. После отработки на реальных объектах переходим к ярким реалистичным картинкам.

Речь взрослого, а с ним и ребенка, должна быть эмоционально окрашена.

Все отрабатывается преимущественно в игровой деятельности.