Занятие «Найди пару»
Одним из наиболее сложных и важных компонентов развития
познавательного процесса у детей с интеллектуальными нарушениями, представляющего собой форму отражения человеком окружающего мира, является мышление.
Мыслительные процессы детей с нарушением интеллекта имеют следующие особенности: недоразвитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), снижение активности мыслительных процессов, неумение самостоятельно оценить результаты своей работы (некритичность мышления). Отличительным признаком мыслительной деятельности детей с умственной отсталостью является несформированность процесса обобщения, то есть неумение определить взаимосвязь между предметами, выделить из целого его часть.
Важнейшим условием психического развития детей с умственной отсталостью является ранняя и целенаправленная коррекция мыслительных процессов, которая включает в себя комплекс развивающих упражнений.
Одним из таких упражнений, направленных на развитие мышления является «Найди пару», основная задача которого – подобрать по смыслу два предмета. Лучше всего использовать в упражнении предметы, применяемые в быту (зубная щетка и зубная паста, тарелка и ложка, мыло и полотенце и т.д.). Перед проведением упражнения ребенку необходимо объяснить правила на одной из пар предметов, а с использованием остальных выполнить задание. Количество предметов, их назначение может варьировать.
Данное коррекционно-развивающее упражнение должно проводиться с учетом возраста ребенка (для детей младшего возраста количество предметов можно уменьшить) и уровнем его развития.