Советы родителям детей с ОВЗ - Ресурсный центр

Советы родителям детей с ОВЗ

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Воспитание ребенка с раннего детства начинается в семье. На примере речи близких формируется и речь самого ребенка. Недостаточное вмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии. Поэтому так важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, произносимую в спокойном темпе речь.

Родители должны знать, какое значение имеет речь взрослых для ребенка и как правильно с ним общаться. «Подделка» под детский язык недопустима, так как лишь тормозит развитие речи ребенка.

Необходимо разговаривать со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких, как одевание или раздевание, игра, прогулка, уборка и т. д.

Проговаривайте то, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Учите вашего ребенка слушать звуки и шумы, которые нас окружают.

Следите, что бы до уха ребенка не долетали искаженные слова (Например: «ваще» — вместо «вообще») и т.д.

Незнакомые, новые или длинные слова необходимо произносить особенно четко. Помогите ребенку обогащать свою речь новыми словами. Выберите пять-шесть слов и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Поддержите ребенка, даже если он произнесет их недостаточно хорошо и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок научился произносить эти слова, введите пять-шесть новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большую часть предметов окружающей жизни.

Занимайтесь каждый день. Если ребенок произносит предложение, содержащее только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «кот», последовательно научите его говорить «большой кот»«Сашин кот»«черный кот» и т. д. Большинство занятий проводите в игровой форме.

Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на одно-два слова длиннее, чем у ребенка.

Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов. Чаще задавайте вопросы, чтобы стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа.

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность подумать, прежде чем говорить и отвечать на вопросы. Расскажите короткую историю. Затем помогите ребенку ее же рассказать вам или кому-нибудь еще. При затруднениях задавайте ребенку наводящие вопросы.

Ребенок с ОВЗ нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и комплексной помощи специалистов. Понаблюдайте за ним. Заведите дневник наблюдения, показывайте его периодически специалистам. Постоянно интересуйтесь в посещаемом учреждении достижениями или проблемами ребенка. Особое внимание следует уделять занятиям по развитию речи, тренировке памяти, выработке произвольного внимания.

В своих занятиях с детьми я советую вам использовать простые вещи, которые есть дома и могут быть многофункциональными. Например, обычная пуговица, которую можно широко использовать в образовательных целях. Важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности).