«Сказкотерапия, как средство для развития речи детей» - Ресурсный центр

«Сказкотерапия, как средство для развития речи детей»

Сказка – это именно то общение, которое больше всего понятно ребенку. Сказка не только учит его переживать, радоваться, но и побуждает к речевому контакту.
Обыгрывая сказку, мы развиваем у ребенка:

1. Общую моторику и звукоподражания (например):

Дедка репку посадил (садимся)
Дождичек её полил — Кап-кап-ка (легонько барабаним пальчиками по макушке)
Репка выросла большая! Вот такая! Вот такая! (поднимаемся, тянем ручки вверх)
Дедка репку стал тянуть – Уть-уть! Уть-уть! (тянем ребенка за ручки)
Надо бабку в помощь звать! Ать-ать! Ать-ать! (снова потягиваем его слегка)
Вот и внучка подошла Ла-ла, ла-ла! (хлопаем в ладоши)
А собачка лает, внучке помогает: Ав-ав-ав! (топаем на месте)
Киску звали на подмогу,                            
Но репку вытянуть не могут! Но вот мышка прибежала,
 Сразу всем им легче стало: Дедке, бабке, внучке, жучке, Киске, мышке– репка в ручки! (ручками обнимаем «репку»)

2. Речевое дыхание и силу голоса (например):

«Мышка»
Мышка вылезла из норки,  
Мышка очень хочет есть.               
Нет ли где засохшей корки,                                         
Может, в кухне корка есть?  (вдохнуть носом, на выдохе пропеть: «Пи-пи-пи-пи…..») Повторить 3-4 раза.        

«Репка»
Репку мы сажали,
Репку поливали.
Вырастала репка
Хороша и крепка!
Вытянуть не можем!
Кто же нам поможет! (Поднимая руки вверх, сделать глубокий вдох через нос, опустить руки выдыхая медленно через рот)

3.Пальчиковая гимнастика

Жили котик с петушком у лесной опушки.
Но однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочерёдно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням, «Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочерёдно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них, «Здравствуй» — ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочерёдно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник» машем головой в стороны)

Сказка «Рукавички»
На охоту вышел дед
Зимнею порою, («Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочерёдно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Рукавицу потерял
Под большой сосною («Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы)
Дома стал ее смотреть — («Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочерёдно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Не нашел на месте («Веер» — прямые напряжённые пальцы сдвигать вместе и раздвигать)
И отправился искать («Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочерёдно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
В лес с собакой вместе. («Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням)
А в лесу в той рукавице («Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочерёдно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь.(«Кнопочки» — кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноимённых пальцев(стучать подушечками)
В лес собака прибежала («Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочерёдно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Всех зверей перепугала («Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы),
Рукавицу подняла («Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочерёдно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Деду в руки отдана.(«Здравствуй» — ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки)

3. Игры с прищепками и мозаикой.

Прикреплять или снимать прищепки по тематике (лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле, очистить репку от ботвы (снять прищепки) и т.д.).

4. Слуховое и зрительное внимание

(например): «Кто как голос подает?», «Кто так топает?», «Кого не стало?”, “Кого поймал волк?», «Что съела мышка?» и т.д.

5. Понимание лексико-грамматических категорий.

«Кто не  помогал тянуть репку?»,  «Найди всех животных, которые помогали», «Назови (покажи) животных живущих в теремке», «Кто сидит?», «Кто поймал петушка?»,  «Кто сидит у дома?», «Кто смотрит в окно?», «Кто спрятался за теремок?», «Дай петушка.» и т.д.

6. Артикуляционную моторику 

       Волк и три поросенка

Жили-были три поросенка. Говорить они не умели — только визжали. Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».) 
Обходил вокруг дома. (Круговые дви­жения языка.)
Белил потолки. («Маляр».)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)          
А его глупые братья сдували одуван­чики. (Развитие плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
В это время Волк решил испугать ма­леньких поросят — сдуть их домики из соломы и прутиков. («Фокус».)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
А Волк решил забраться в их домик через трубу — и свалился в котел. («Ча­шечка».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)

Сказки для чтения родителей с детьми

«Репка», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.
К ним можно добавить русские народные потешки, стихи  Агнии Барто для малышей: «Идёт бычок, качается…», «Наша Таня горько плачет…» и другие. «Цыплёнок» К. Чуковский. «Цыплёнок и утёнок» В. Сутеев