Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи - Ресурсный центр

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий поступление кислорода к клеткам и тканям и удаление из организма образующейся углекислоты. Частота и глубина дыхания  зависят от силы  основных дыхательных мышц (мышцы диафрагмы,  межрёберных мышц).

Правильное речевое дыхание обеспечивает:
— нормальное звукообразование
— правильное произнесение слов, фраз
— создает условия для поддержания нормальной громкости речи
— четкое соблюдение пауз
— сохранение плавности речи и интонационной выразительности

Речевое дыхание детей отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие совершают вдох с резким поднятием плеч. Многие дети добирают воздух почти перед каждым словом. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
— в выработке длительного ротового выдоха;
— в формировании умения экономно расходовать воздух
 в процессе речи с учетом его добора.

Нарушения речевого дыхания у детей  

—  Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных
—  Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает” конец слова или фразы
—  Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова 
— Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием”
—  Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно
—  Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Таким образом, у детей с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем лёгких и формировать грудобрюшной тип дыхания.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания
1. этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания.  (проводится дыхательная гимнастика
2.  этап.  Упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.
3 этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.
4 этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.
5 этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз).

Два аспекта комплексного воздействия на дыхательную систему

Участие в процессе коррекции разных специалистов:

Использование дыхательных упражнений в разных        режимных моментах:

Правила для выполнения дыхательных упражнений

  • помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики
    • не заниматься сразу после приема пищи 
    • не переутомлять ребенка, дозировать темп и количество упражнений (не более 3-5 раз)
    • осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
    • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии

Техника выполнения

— воздух набирать через нос;

— плечи не поднимать;

— выдох должен быть длительным и плавным;
— необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

— не повторять много раз подряд упражнения, так как это может привести к головокружению.

Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания.

    1.Озвученный выдох – на плавном длительном выдохе произнести:

  • отдельные гласные и согласные звуки («Паровоз гудит», «Заблудились», «Гусь шипит», «Пчела жужжит», «Комар звенит», «Насос», «Ветер воет», «Дровосеки» и т.д.);
  • слитное произнесение рядов гласных звуков и прямых слогов с постепенным наращиванием их количества («Лесенка», «Радист», «В гости по дорожке» и т.д.);
  • «Разговор гласных звуков» (произнести несколько гласных звуков с переносом ударения и с разной интонацией); «Пропавшие звуки» (по беззвучной артикуляции взрослого догадаться и озвучить 2-3 гласных звука).

    2. Развитие речевого дыхания в   процессе произнесения слогов, слов, фраз, текста:

  • «Перекличка животных и птиц» (между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Ребенок услышав от взрослого название своего животного или птицы, на плавном выдохе произнести соответствующее звукоподражание из 3-5 слогов) и др.
  • Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым и обратным (1-2-3-4-5 или 5-4-3-2-1). По аналогии перечислять дни недели, названия месяцев, времена года
  • Наращивание слов в предложении.  Падают листья.  Падают желтые листья.  Падают и кружатся желтые листья.