Развитие общей моторики детей с алалией - Ресурсный центр

Развитие общей моторики детей с алалией

Игры, упражнения с движениями:

 СТИХИ С ДВИЖЕНИЯМИ

Начинать можно с самого раннего возраста. Сначала ребенок здесь ничего не произносит, а только выполняет движения вместе с мамой, которая читает стишок. (Текст лучше выучить заранее). Потом повторяет совместно с мамой (сопряженное проговаривание) последние короткие слова в строчке. И в конце сам говорит последнее слово. После этого можно бросать стихи, хотя дети готовы играть в них бесконечно)).

«Стрекоза»
Вот какая стрекоза,
(показываем размер двумя руками)
Как горошины глаза.
(прикладываем руки к глазам)
Влево
(поворот влево),
Вправо
(поворот вправо),
Назад
(шаг назад),
вперед
(шаг вперед),
Ну совсем как вертолет.

***
Мы летаем высоко,
(поднимаем руки вверх)
Мы летаем низко,
(присаживаемся на корточки)
Мы летаем далеко,
(приставляем к голове руку козырьком)
Мы летаем близко.
(руки в стороны – бегаем по комнате)

«Мишка косолапый»

Мишка косолапый
По лесу идет.
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает,
И в карман кладет.
(собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка —
Прямо мишке в лоб!
(бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою — топ.
(топаем ногой) 

«Топаем – хлопаем»

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседаем. 

«Мы ногами топ-топ-топ»

Мы ногами топ-топ-топ,
(ходим по комнате и топаем)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
(топаем по комнате)
И в ладошки ударяем.
(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!
(топаем на месте)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
(хлопаем)
Ай да малыши!
(руки на пояс, кружимся) 
Ай да крепыши!
(А. Ануфриева) 

«Застучали ножки»

Застучали ножки
(топаем ногами)
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз,
Будет весело у нас.
(хлопаем в ладоши)
Кулачком сильнее бей,
(кулачком стучим по ладошке)
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком!
(кружимся) 

«Жил – был зайчик»

Жил – был зайчик,
Длинные ушки.
(приставляем ладошки к голове)
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
(прикрываем носик рукой)
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
(прикрываем попу)
И поехал греться
(обнимаем сами себя)
К ребятишкам в гости.
(В.Хорол)

«Самолеты»

Самолеты загудели, 

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
(руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели,
(приседаем)
Да и снова полетели.
(руки в стороны, снова бежим по комнате) 

«Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит
(приставляем ладошки к голове) 
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(топаем ногами)
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал!
(пугаемся и разбегаемся по комнате) 

«Два жука»

На полянке два жука
(пружинящие движения ногами)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
(топаем правой ногой)
Левой ножкой топ, топ!
(топаем левой ногой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
(поднимаем руки вверх)
Кто поднимет выше всех?
(тянемся вверх) 

«Как на горке»

Как на горке — снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под горкой — снег, снег,
(приседаем)
И на елке — снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под елкой — снег, снег.
(приседаем)
А под снегом спит медведь.
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку) 
Тише, тише. Не шуметь!
(прикладывает палец к губам). 
(И. Токмакова) 

«Снежинки»

С неба падали снежинки,
(пружинящие движения)
Белоснежные пушинки,
Они вертелись, они кружились
(кружимся)
И в сугробы превратились
(садимся на корточки)
Вот такие вот высокие,
(поднимаем руки вверх)
Вот такие вот широкие,
(разводим руки в стороны)
Вот такие вот глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Вот такие белобокие
(поглаживаем себя по бокам) 

«Солнышко»
Солнышко, солнышко- колоколнышко.
(Руки вверх, пальцы развести, какбудто лучики)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
(Ходим по кругу)
Побежал в саду ручей,
(Бегаем по прямой)
прилетело сто грачей.
(Машем руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают.
(приседаем)
А цветочки вырастают.
(Вытягиваемся)

***

Зайка скок, скок, скок
(руками изображаем ушки на голове и прыгаем)
Белка прыг, прыг, прыг
(руками изображаем лапки перед грудью и прыгаем)
Мишка топ, топ,топ
(топаем ногами)
Лисичка хлоп, хлоп, хлоп
(хлопаем в ладоши)

«Веселые обезьянки»
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
(топаем правой ногой.)
Левой ножкой топ, топ!
(топаем левой ногой.)
Руки вверх, вверх, вверх!
(поднимаем руки и тянемся вверх.)
Кто поднимет выше всех?
Вверх до неба,
(тянемся вверх.)
Вниз до травки.
(садимся на корточки и касаемся пола руками.)
Вверх до неба,
(тянемся вверх.)
Вниз до травки.

(садимся на корточки и касаемся пола руками.)
А теперь покружились
(Встаем и кружимся вокруг себя.)
И вниз повалились.
(Сначала садимся на пол, а потом ложимся.)


«Комары и мошки»
Комары и мошки,
Тоненькие ножки
(приплясываем, держа руки на поясе)
Пляшут на дорожке.
Ножками — топ-топ!
(топаем ножками)
Ручками — хлоп-хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Близко ночь-
Улетели прочь!
(машем руками, как крыльями)


 «Где же наши ручки?»
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(прячем руки за спину)
Раз, два, три, четыре, пять-
Покажитесь мне опять!
(показываем руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(закрываем уши ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять-
Покажитесь мне опять!
(показываем ушки)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(закрываем глаза ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять-
Покажитесь мне опять!
(показываем глаза)

Хомка
Хомка, хомка, хомячок!
(руки на поясе)
Полосатенький бочок
(поглаживаем бочок)
Хомка раненько встает
(поднимаем руки вверх)
Моет ушки, шейку трет.
(соответственно показываем)
Подметает Хомка хатку
(соответствующее движение)
и выходит на зарядку.
(топаем на месте)
1,2,3,4,5
(хлопаем)
Хомка хочет сильным стать!

***

Уронили мишку на пол.
(ручкой махнуть в сторону пола, сказать «Бах!»)
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
(отрицательно помотать головой) /
Потому что он хороший
(погладить себя по голове).

***

Козонька рогатая,
козонька бодатая
Убежала за плетень,
проплясала целый день
Ножками коза топ-топ
(потопать)
Глазками коза хлоп-хлоп
(поморгать глазками).

***

Мишка с куклой громко топают,
(топаем)
громко топают, посмотри.
И в ладоши звонко хлопают,
(хлопаем)
звонко хлопают, раз-два-три.

***

Ехали, ехали,
в лес за орехами.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким цветочкам
В ямку, в ямку, в ямку,
В ямку, в ямку, бух!

***

Пришел медведь к броду,
Влез на колоду
(Если есть возможность, приподнимаете малыша чуть повыше, например к себе на колени)
БУЛ-ТЫХ в воду!!!
(падает, плюхается, садится в настоящую воду или воображаемую)
Уж он мок-мок-мок
(держим за руки ребенка и немного водим туда-сюда)
Уж он кис-кис-кис
Вымок, выкис, вылез, высох
(помогаем ребенку встать)
Влез на колоду
(приподнимаем повыше)
БУЛ-ТЫХ в воду!!!
(и снова плюхаем)
Уж он мок-мок-мок…

***

Мы наденем сапожки
На маленькие ножки
Мы наденем курточку
Нашему крошке.
Мы наденем шапочку,
Шарфик на шейку
И пойдем на улицу,
Где солнышко светит.

***

Стенка-стенка,
(показать щечки ребенка)
потолок,
(лобик)
два фонарика,
(глазки)
звонок.
(кончик носа)
Я бежал-бежал-бежал
(двумя пальцами «пробежать» по овалу лица)
и на кнопочку нажал:
(нажать легонько на кончик носа)
Пи-ии-п!

***

Водичка, водичка,
умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок,
чтоб не пачкался носок.

***

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся. 

***

Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри
Раз, два, три.Раз, два, три!

***

А где наши ручки?
А вот наши ручки.
А где наши ножки?
А вот наши ножки.
Ну а вот у Мишки нос
весь козюльками зарос.
Ну а это что? Живот.
Ну а вот у Мишки рот.
А вот это глазки
А вот это ушки
А вот это щечки —
мягкие подушки.
Покажи-ка язычок
Пощекочем твой бочок.
Ай люли-люли-люли
Мишку маме принесли.
Мишка маааааленький
Мишка маааменькин.

***

У оленя
(руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой
(руки над головой «домиком»)
Он глядит
(правую руку над глазами)
В своё окошко
(двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц
(ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит
(руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучит:
(кулаком «постучаться»)
«Стук-стук. Дверь открой
(изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу
(показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!»
(сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай
(опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!»
(подать руку)

 ЕЖЕДНЕВНАЯ ЗАРЯДКА

Выполняется как обычная зарядка, от ребенка не требуется ничего произносить.

«Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руку матери, за стол, стул.

Прыжки на правой, на левой ноге, поочередно, на одном месте, держась за стол, стул, за руку, так как на первых порах без поддержки эти упражнения не всегда удаются детям.

Прыжки на правой, на левой ноге по прямой от стола к двери и обратно, самостоятельно или держась за руку матери. При выполнении этих упражнений мама отмечает на какой ноге ребенку легче прыгать, передают эту информацию логопеду и при дальнейшей работе по моторике больше внимания уделяет развитию этой конечности.

Ходьба шаг на месте, на носочках, как зайчики, на пятках, маршировка по кругу.

Ходьба с подниманием и опусканием рук, как птички машут крылышками, с покачиванием рук над головой, как колоски по ветру.

Ходьба по узкой доске, положенной на пол, самостоятельно или держась за руку матери.

Прыжки через низко натянутую веревочку, самостоятельно или держась за руку матери.

Прыганье через веревочку (игра в скакалки).

Легкие физкультурные упражнения в виде зарядки, соответствующей возрасту ребенка.

Катание по полу обруча.

Лазанье по гимнастической стенке.

Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы, в стороны (разрывание цепи).

Поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.

Сделать решетку из двух пальцев (средний и указательный) каждой руки и попеременно укладывать их: правая сверху, левая снизу и наоборот, проделывая это упражнение многократно.

Использованы материалы (Кузьмина Н.И., Рождественская В.И.Воспитание речи у детей с моторной алалией)

ВЕСЁЛАЯ ГИМНАСТИКА

«На параде».

Предложите ребенку пройти по комнате, как на параде, — под барабан. Объясните, что каждый шаг нужно делать вместе у с ударами барабана. Предложите нормальный темп, быстрый, замедленный…

«Гимнаст».

Положите на пол доску шириной 20 см. Попросите ребенка пройти по ней, не сходя на пол, вперёд и в обратном направлении. В конце – мягкий соскок на пол.

« По тропинке».

По доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки…

«Мишка на бревне».

По той же доске можно проползти на четвереньках туда и обратно.

«Акробат».

На полу —  шнур, вытянутый по прямой линии. Малыш идет по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки —  в стороны.

«Тропинка».

Ребенок шагает по шнуру, выложенному зигзагообразно.

«Котёнок».

На конце гибкого прутика – нитка длиной 0,5 м. К концу её привязан бантик. Пусть малыш, как котёнок, подпрыгнет и попытается достать бантик над его головой.

«Прыжки».

Возьмите ребёнка за руки, помогите ему подпрыгнуть, мягко приземлиться. Потом несколько ослабляйте поддержку.

«Ручеёк».

Ребенок должен перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.

«По камушкам».

Ребенок продвигается вперед на двух ногах или поочередно перепрыгивая «с камушка на камушек».

«Волчок».

Ребенок подпрыгивает и вращается вокруг себя.

ИГРЫ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Дети стихийно подражают действиям, заинтересовавшим их. Наблюдая с детьми за людьми разных профессий, обсудите их действия, позы, способ пользования инструментами, орудиями труда. Хорошо (скорее необходимо), чтобы эти инструменты и орудия труда ребенок рассмотрел, подержал в руках, понял, как ими пользуются. Впоследствии в играх он может применять инструменты из игрушечных наборов. Очень полезно для развития воображения ребенка, способности заменять предмет символом , использовать вместо реальных инструментов любые другие предметы. Например, заменить рубанок бруском из строительного набора, метлу – простой палкой и т.д. после этого легко перейти к упражнениям  с воображаемыми предметами. Предложите ребенку отгадать загадку – определять по вашим действиям род занятий человека. Пусть малыш вслед за вами загадает загадку вам.

«Шофёр».

Вращая руками воображаемый руль, очень интересно быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофёр» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (цветные кружки).

«Дворник»

А. руки – одна наверху, другая внизу – обхватывают рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами «подметаем тротуар».

Б. Руки — в том же положении – «обхватывают лом».  «Колем лёд».

В. Руки «обхватывают черенок лопаты».  «Сгребаем снег».

«Дровосеки»

А. Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой рукой двигать воображаемую пилу к себе и от себя.

Б. Рубим дрова. Расставить ноги на ширину плеч.  Руки со сцепленными пальцами над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз.

«Гребец»

Сидя. Вращать сжатыми в кулаки руками – «грести веслами» от себя и к себе, одновременно наклоняя и разгибая корпус.

«Рыбак»

На корточках. Ладони, сложенные вместе, «держат удочку». Резкий взмах руками снизу вверх – «поймали рыбку».

«Плотник»

Опираясь левой рукой о стол, «плотник» широкими движениями право руки «строгает доску» — водит воображаемым рубанком. Затем «распиливает доску пилой». И, наконец, «сколачивает полку» — забивает гвозди» воображаемым молотком.

«Маляр»

Приносит тяжелое ведро с краской, размешивает её, окунает кисть и широкими движениями рук красит стену.

БЫТОВЫЕ СЦЕНКИ

Пусть ребенок сам изображает то, что часто видит дома. Наблюдательность и воображение развиваются лучше, если он старается подробно и точно воспроизвести последовательность действий, движений в процессе игры, прибегая только к помощи жестов ( не употребляя предметов).

«Стирка»

Трём кулачок о кулачок – «отстирываем пятна». «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками.

«Варим кашу»

Вымоем руки. Снимем с полки и наполним водой кастрюлю. Зажжем горелку.  Поставим кастрюлю на плиту. Насыпаем из пакета крупу. Помешиваем ложкой кашу. Солим. Накрываем крышкой. Затем пробуем кашу и раскладываем по тарелкам.

«Портниха»

Эта роль требует более тонких движений рук. Двумя пальцами «держим иголку». «Сматываем нитку с катушки». «Вдеваем нитку в иголку». Проводим вдоль воображаемой нитки сложенными большим и указательным пальцами – «делаем узелок». Теперь нужно изобразить, как иголка проходит сквозь ткань и тянет за собой нитку.

ИГРЫ С МЯЧОМ

Непросто научиться ловить мяч. Начните с мяча среднего размера (чуть меньше волейбольного). Киньте (или вложите в руки ребенка) мяч с близкого расстояния. Малыш должен научиться подбрасывать мяч, ударять им об пол, перебрасывать маме.

1.     Встаньте напротив малыша на расстоянии одного метра. Прокатите мяч по полу, чтобы он поймал его. Предложите ему прокатить мяч, чтобы он попал к вам.

2.     На расстоянии одного метра поставьте стул. Покажите ребенку, как направлять мяч, чтобы он прокатился между ножками стула. Первый раз направьте его руку, второй раз пусть попробует сам.

3.     Стоя рядом с ребенком слегка толкните лежащий на полу мяч вперед. Пусть малыш догонит мяч, поймает его.

4.     Киньте мяч ребенку с ближнего расстояния, чтобы он наверняка мог поймать его. Пусть его вдохновит первая удача. Постепенно увеличивайте расстояние.

5.     Теперь предложите малышу кинуть мяч вам. Подбадривайте его: «Повыше, повыше!»

6.     Ударить мяч о землю и поймать его.

7.     Подбросить мяч вверх и поймать его совсем непросто. Придется поупражняться.

8.     Покажите, как ударить мяч о землю, чтобы он отлетел к стоящему напротив партнеру по игре.

Помогите малышу освоить это упражнение.

Постепенно уменьшайте размеры мячей. Учите малыша перекладывать мяч из одной руки в другую. Маленький резиновый мяч ребенок должен уметь удерживать одной рукой, сжимать его. Научите его выполнять команды: прокатить мяч вперед, назад, подбросить вверх, бросить вниз.

Перебросить мяч через препятствие (скамеечку, веревку и т.п.) – очень увлекательная задача. А от вас к ребенку мячик вернется по полу.

Попасть мячом в широкую корзину, стоящую на полу. Малыш будет в восторге, если сможет точно забросить  в корзину 2-3 мячика.

А теперь корзинка (коробка) расположена на высоте. Научите ребенка забрасывать мяч из поднятых  кверху рук.

Ударить мячом об стену, а затем поймать отскочивший от пола мяч.

Сбить мячом кегли, игрушки. Сначала любую, потом какую-то конкретную игрушку из ряда стоящих перед ребенком.

(Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движение).

ДВОРОВЫЕ ИГРЫ

(описания и правила проведения игр смотрите на специализированных сайтах, видоизменяйте правила под свою ситуацию)

«Рыбак, поймай рыбку»

 «Зайцы и морковка»

«Казаки-разбойники»

«Море волнуется раз…»

«Классики»

«Вышибалы»

«Съедобное-несъедобное»

 «Салки снежками»

 «Великаны и гномы»

«Я знаю пять имён…»

МОИ ЛИЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ОПЫТЕ РОДИТЕЛЕЙ, УСПЕШНО ПРЕОДОЛЕВШИХ АЛАЛИЮ У СВОИХ ДЕТЕЙ

— игры в песочнице – копать, лепить куличики, пересыпать, строить, закапывать и т.д.

— лошадки. Лучше кататься на папе. Одна из самых первых, очень эмоциональных фраз: «Конь, но!»

— двигаться вдоль забора, вдоль перил, перебирая прутья руками поочередно или перекрестно.

— ходьба по бордюрам с поддержкой мамы.

— ходьба по лестницам со счетом ступенек, с речевым сопровождением «топ, топ», спиной вперед, приставными шагами, на четвереньках…

— всевозможные детские горки, «радуги», качели на детских площадках.

— детские аттракционы: батуты, лабиринты… выполнение там различных заданий родителей.

— прогулки в городе с оречевлением всего, что окружает ( по возможности все потрогать).

— прогулки по лесу, по парку –с выполнением маминых инструкций-глаголов: перешагни через, нагнись, обойди, подойди, перелезь, стой, перепрыгни….

— плавание в любом возрасте, чем раньше – тем лучше.

— кормить кошек, уток, белок  и др. там, где это разрешено, отрабатывая фразы Киса, на! Утя, на!

— лепить снеговиков, снежных зайцев, делать снежных ангелов, играть в снежки…

— начиная с 3-4 лет – ролики, самокат, велосипед, коньки, лыжи, санки.