Рабочая программа занятий логопеда
24 августа
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Рабочая программа занятий логопеда
1. | Целевая группа: |
Дети с умственной отсталостью в возрасте от 4 до 23 лет на 2 года | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: Развитие коммуникации ребенка (жестовой и речевой), коррекция дефектов устной речи детей с интеллектуальными нарушениями. Задачи: Развитие собственной активности, интереса к окружающему;Обучение выполнению элементарной речевой инструкции;Развитие активной речи;Выработка слухового сосредоточения, расширение понимания речи;Развитие общей и мелкой моторики;Работа над речевым дыханием;Развитие жестовой речи. | |
3. | Краткая характеристика программы: |
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой. Обучение на занятиях проводится в определенной системе, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, при постепенном и последовательном усложнения содержания. Программа основывается на комплексном тематическом принципе построения коррекционно-развивающего процесса. Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов, воспитателей и родителей. Актуальность программы обусловлена тем, что дети-инвалиды с умственной отсталостью характеризуются низким уровнем развития речи или ее отсутствием, недоразвитием познавательных процессов. | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы: — Создание условий для успешной реализации программы; — Обследование детей; — Организация индивидуальных и групповых занятий: — Отслеживание динамики развития детей; — консультирование воспитателей о развитии ребенка; — Внесение корректив в индивидуальную работу с ребенком в случае необходимости; Этапы логопедической работы: — Расширение понимания речи. Стимуляция звукоподражания и общения; — Формировать двухсловные предложения. Осуществить постановку звуков; — продолжение работы по коррекции звукопроизношения. | Используемые методы программы Словесные: беседа, инструкция, рассказ, описание событий. Наглядные: наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира. Практические: организация детской деятельности (дидактических игр, специальных коррекционных упражнений). |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: |
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3. Конституция РФ; 4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» 5. Конвенция ООН о правах ребенка 6.Конвенция ООН о правах инвалидов 7.Постановление правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»; 8.Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010. 9. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 год). | Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.): — утвержденная программа |
5. | Кто организует работу по применению программы: |
Специалисты, участвующие в реализации программы: Заместитель директора по СР: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Заведующий отделения: контролирует своевременность занятий и их качество. Педагог-логопед: проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения программы: |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям. | Необходимое материально-техническое обеспечение: Инструменты для массажа артикуляционного аппарата, шпатели, зеркала, зонды и др. Компьютер, принтер, набор интерактивных игрушек для детей. Демонстрационный материал, развивающие игры, кубики, детское предметное домино. |
7. | Результаты применения программы: |
Программа рассчитана на детей от 3 до 17 лет на 3 года. Дети должны: 1.Откликаться на свое имя и фамилию; 2.Понимать и выполнять простые инструкции; 3.Давать положительно эмоциональный отклик, на появление педагога; 4.Фиксировать взгляд на лице партнера при диалоге; 5.Узнавать себя и знакомых людей в зеркале; 6.Наблюдать за действиями другого человека; Стараться выражать свои просьбы словами, мимикой, жестами, адекватно реагировать на просьбы собеседника; 8.Дифференцировать бытовые шумы, звуки природы, музыкальные инструменты; 9.Подражать музыкальным игрушкам. | Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованием программы. Диагностика речевых нарушений детей. Мониторинг результативности. |
8. | Методы оценки результатов: |
Ежегодные проверки применения программы через мониторинг результативности. Система мониторинга программы должна: — обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения Программы; — исследовать физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка; — не приводить к переутомлению воспитанников; — позволять осуществлять объективную и точную оценку динамики – достижений детей в оптимальные сроки; — включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — улучшение психоэмоционального состояния; — положительная динамика развития по параметрам логопедического обследования; — улучшения в развитии познавательной деятельности; -развитие речи и ознакомление с окружающим миром; — обучение игре. |