Программа занятий по сказкотерапии
19 марта
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Программа занятий по сказкотерапии
1. | Целевая группа: |
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития от 3 до 18 лет | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья Задачи: — вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки; — узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов; -развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов; — учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ; — понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы; — формировать навыки речевого общения. | |
3. | Краткая характеристика программы: |
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Система занятий по сказкотерапии разработана с учетом коррекционно-развивающих принципов: — целенаправленности; — гуманистической направленности; — опоры на положительное; — сознательности и активности; — сочетания прямых и косвенных воздействий; — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; — концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе; — учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей; — направленность занятий на развитие их активности и самостоятельности. | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы Система мероприятий по работе с детьми в рамках реализации программы включает следующие этапы: Подготовительный этап: — определение направлений деятельности — написание программы; — формирование групп. Основной этап: — выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы; — проведение занятий по программе. Итоговый этап: — диагностика и мониторинг; — подведение итогов реализации программы. | Используемые методы программы При работе по программе используются различные методы: — Арт-терапия, — Психогимнастические упражнения, — Презентации, — Рисование сказки, — Проигрывания сказок, — Словесный метод: диалоги, инструктаж, устное изложение, беседа, объяснение; — Метод наглядного восприятия: показ иллюстрированных пособий — Метод анализа; — Метод наблюдения. |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: |
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05. | Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.): — утвержденная программа. |
5. | Кто организует работу по применению программы: |
Заведующий отделения: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Педагоги дополнительного образования, учитель-логопед, воспитатели: проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения программы: |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям. | Необходимое материально-техническое обеспечение: — помещение для проигрывания(инсценировок) сказок; — книги с различными сказками разных авторов; — акварельные краски, гуаш; — матерчатые салфетки; — стаканы для воды; — подставки под кисти; — кисти. Рекомендуемые формы обучения по применению методического пособия: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению. |
7. | Результаты применения программы: |
Программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет; Сказкотерапия может длиться от одного занятия до нескольких лет. Возможные результаты: — осознание своих эмоций и эмоций героев сказки; — выход в приемлемой форме неприятных и беспокоящих эмоций; — улучшение усвоения норм поведения; — открытие в своей личности новых ресурсов и возможностей. | Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованиемпрограммы. |
8. | Методы оценки результатов: |
1. Ежегодные проверки применения методического пособия; 2. Определение уровня заинтересованности детей. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — улучшение психоэмоционального состояния; — улучшение в развитии познавательной деятельности. |