Программа занятий по логоритмике - Ресурсный центр

Программа занятий по логоритмике

АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»

Банк социально-педагогических практик, форм, методик

 и технологий «Метод и Ка»

Программа занятий по логоритмике

1.Целевая группа:
        Дети с умственной отсталостью в возрасте от 6 до 17 лет
2.Цели и задачи:       
   Цель: Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова и движения.   Задачи: Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма; Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;Воспитание умения перевоплощаться, выразительности движений;Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на друго6.Развитие речевой моторики;Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков;Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;Формирование,  развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;  
3.Краткая характеристика программы:      
         Данная программа реализуется в разновозрастной группе детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, от 6 до 17 лет.       Модифицированная программа базируется на основных положениях программ и методических пособий. В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей с ограниченными возможностями здоровья.                  Процесс развития логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых осуществляется коррекция речи.      Логоритмические занятия направлены на развитие ребенка, развитие его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий. Логоритмика оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.  
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы: — Создание условий для успешной реализации программы; — Обследование детей; — Организация индивидуальных и групповых  занятий:  — Расширение понимания речи.  Стимуляция звукоподражания и общения. Осуществить постановку звуков. —  Формировать умение сочетать музыку со звукопроизношением. —  Формировать двухсловные предложения. — Отслеживание динамики развития детей; — Внесение корректив в индивидуальную работу с ребенком в случае необходимости.  Используемые методы программы   Словесные: беседа, инструкция, рассказ, описание событий. Наглядные: наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира.  Практические: организация детской деятельности.
4.Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3. Конституция РФ;  4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» 5. Конвенция ООН о правах ребенка 6.Конвенция ООН о правах инвалидов 7.Постановление правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»; 8.Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010.    9.»Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 год).  Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.):   — утвержденная программа
5.  Кто организует работу по применению программы:  
Специалисты, участвующие в реализации программы:  Заместитель директора по СР: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Заведующий отделения: контролирует своевременность занятий и их качество. Педагог-логопед:  проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов).
6.Место и условия применения программы:
Программа может использоваться:   — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью;  — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям.      Необходимое материально-техническое обеспечение: Спортивное оборудование: 1.Обручи 2.Спортивные дорожки 3.Палки гимнастические 4.Мячи 5.Кегли Детские музыкальные инструменты: 1.Ложки деревянные 2.Колокольчики маленькие 3.Бубны 4.Бутылки-тарахтушки 5.Барабан 6.Ксилофон Атрибуты для танцев: 1.Шарфы 2.Махалки 3.Цветы
7.Результаты применения программы:
Программа рассчитана на детей от 6 до 17 лет на 3 года. Дети должны: 1.Расширение знаний по лексическим темам; 2.Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами; 3.Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах; 4. Способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица, этюды на напряжение и расслабление мышц тела; 5. Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении; 6.Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти; 7. Улучшение результатов диагностик развития речи; 8.Воспитание бережного отношения к природе, животным.Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованием Диагностика речевых нарушений детей.   Мониторинг результативности.
8.Методы оценки результатов:
 Ежегодные проверки применения программы через мониторинг результативности. Система мониторинга программы должна: — обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения Программы; — исследовать физические и речевые, личностные качества ребенка; — не приводить к переутомлению воспитанников; — позволять осуществлять объективную и точную оценку динамики – достижений детей в оптимальные сроки; — включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.  Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — улучшение психоэмоционального состояния; — положительная динамика развития по параметрам логоритмического обследования; — улучшения в развитии познавательной деятельности; -развитие речи и ознакомление с окружающим миром; — обучение игре.