Программа занятий по адаптивной физкультуре
02 сентября
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Программа занятий по адаптивной физкультуре
1. | Целевая группа: |
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития от 5 до 18 лет . | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: Совершенствование процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и повышение качества их жизни через систему мероприятий адаптивного спорта (на примере танцев на колясках). Задачи: — сформировать систему знаний, навыков и умений по основам хореографии; — изучить основы общефизической нагрузки; — изучить технику владения спортивной коляски; — изучить виды спортивных бальных танцев; — изучить правила данного вида спорта. — развить общефизическую подготовку; — развить гибкость, координацию, пластику; — развить чувство ритма; — развить музыкальность и музыкальную выразительность; — сформировать навыки общения в коллективе; — воспитать чувство ответственности и товарищества; — воспитать художественный вкус; — воспитать умение слушать и воспринимать; — воспитать волю к достижению поставленной цели; — сформировать интерес к здоровому образу жизни. | |
3. | Краткая характеристика программы: |
Данная образовательная программа представляет собой базовый (подготовительный, основной) курс по спортивным бальным танцам на колясках. Программа предназначена для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Содержание программы направлено на — реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; — развитие физических способностей и повышение способностей функциональных систем организма; — совершенствование психических процессов, функций, эмоционально-волевых и других психических качеств; | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы Система мероприятий по работе с детьми в рамках реализации программы включает следующие этапы: Подготовительный этап: — Написание программы; — Определение направления деятельности; — формирование группы; Основной этап: — Выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы; — Проведение занятий по программе; Итоговый этап: — выступления детей на мероприятиях Учреждения; — Подведение итогов реализации программы. | Используемые методы и содержание программы При работе по программе используются различные методы: Метод анализа; Метод наблюдения — Словесный метод: устное изложение, беседа, объяснение; — Метод наглядного восприятия: показ видеоматериалов, посещение выступлений, конкурсов и др. мероприятий, с участием других таких групп. — Практический метод: тренировочные упражнения, демонстрация. — Метод экспертных оценок, опрос, анкетирование |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: |
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05. | Программа утверждена приказом директора АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат» 14 августа 2017 года |
5. | Кто организует работу по применению программы |
Заместитель директора по социальной работе: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Старшая медсестра: контролирует допуск ребенка к занятиям, отсутствие медицинских противопоказаний. Инструктор по физической культуре: проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения программы: |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — Домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям. — | Необходимое материально-техническое обеспечение: — Наличие просторного помещения для занятий с паркетным или ламинатным покрытием пола; — Спортивные коляски; — Учебно-методическая литература; — Музыкальный центр; — Подборка музыкальных и видео произведений; — Аптечка. Рекомендуемые формы обучения по применению программы: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению. |
7. | Результаты применения программы: |
Программа рассчитана на детей от 8 до 24 лет; Сроки реализации программы – 5 лет, Наполняемость группы – 5 человек. | Охват детей, получивших услугу с использованием программы. Определить охват детей для получения услуги с использованием программы. Дети должны знать: — правила поведения в спортивном зале; — основные положения рук, корпуса, головы; — базовые элементы движений на спортивных колясках; — понятия настроения (характера),музыкального размера; Дети должны уметь: — различать музыку по названиям танца; — знать основной счет изученных танцев; — точно и четко исполнять основные движения на колясках; — ориентироваться в зале и координировать свое перемещение; Правильно выполнять общеразвивающие упражнения. |
8. | Методы оценки результатов: |
1. Ежеквартально проверки выполнения программы: 2. Проведение стартового и итогового контроля знаний и умений выполнять инструкции; 3. Определение уровня заинтересованности детей по направлению программы; | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — улучшение в развитии двигательных способностей и физических качеств; — улучшение психоэмоционального состояния; — принятие ценностей здорового образа жизни, желание продолжать занятия. |