Программа «Социально-психологических занятий по коррекции высших психических функций»
12 мая
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Программа
Социально-психологических занятий по коррекции
высших психических функций
1. | Целевая группа: | |
Дети с умственной отсталостью. | ||
2. | Цели и задачи: | |
Цель: создание условий для коррекции и дальнейшего развития высших психических функций и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью. Задачи: 1. Коррекция основных высших психических функций; 2. Дальнейшее развитие высших психических функций; 3. Развитие коммуникативных навыков; 4.Формирование образа «Я»; 5.коррекция методов и способов осознавания и выделение себя из окружающего мира, ориентировки во времени и пространстве. | ||
3. | Краткая характеристика программы: | |
Психологические приемы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы развития умственно-отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. У детей формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности при решении бытовых и учебно-трудовых заданий. Научной основой новых подходов к проблеме коррекции дефектов умственно-отсталых школьников является теория развития детей-олигофренов под влиянием обучения разрабатываемая Л.С.Выготским. | ||
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы — Создание условий для успешной реализации программы; — психологическое обследование детей; — организация индивидуальных занятий; — отслеживание динамики психического развития; — психологическая поддержка ребенка; — консультирование воспитателей о психическом развитии ребенка; — внесение корректив в индивидуальную работу с ребенком в случае необходимости. Распространение опыта по развитию высших психических функций у детей с умственной отсталостью. | Используемые методы и содержание программы : — социально-психологические: психологическое обследование детей, коррекция познавательных процессов у детей, индивидуальные занятия, социально-психологический мониторинг — социально-педагогические: консультирование воспитателей по вопросам развития ребенка. | |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: | |
1.Конвенция ООН о правах ребенка 2.Закон «Об образовании РФ» 3.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» 4.Этический кодекс психолога | Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.): — утвержденная программа | |
5. | Кто организует работу по применению программы: | |
Специалисты, участвующие в реализации программы Заместитель директора по СР: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Заведующий отделения: контролирует своевременность занятий и их качество. Педагог- психолог: проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). | |
6. | Место и условия применения программы: | |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям. | Необходимое материально-техническое обеспечение: Технические средства: Компьютер, принтер, интерактивный стол, набор интерактивных игрушек для детей с синдромом Дауна, текст Векслера (детский вариант). Методические материалы: Набор игрушек и настольных игр, соответствующих возрасту и уровню развития, раздаточный материал для воспитанников(канцелярия, строительный материал),. Темная сенсорная комната: Кресло – подушка музыкальная АЛ 512; Панель «Разноцветная гроза» Пучок светопроводящих волокон; Световой шнур с контроллером; Интерактивный сухой бассейн; Панель «Цветные фигуры – 4»; Музыкальный центр Samsung; Набор матов; Кресло-мешок; Тактильный коврик; Световые проекторы 2 шт; Панель «Звездное небо»; Панель «Круг»; Пучок светопроводящих волокон с боковым свечением «Звездный дождь» | |
7. | Результаты применения программы: | |
Программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет; В АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» в реализации данной программы нуждаются все дети. Возможные результаты: Повышение уровня развития высших психических функций детей. | Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованиемпрограммы. Диагностика эмоционально-волевой сферы, высших психических функций детей. Мониторинг результативности. | |
8. | Методы оценки результатов: | |
1. Ежегодные проверки применения программы через мониторинг результативности. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — улучшение психоэмоционального состояния; — улучшение в развитии познавательной деятельности; — повышение уровня развития высших психических функций. | |