Программа социально-педагогической реабилитации и оказания коммуникативных услуг воспитанникам АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат»
09 октября
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик и технологий
«Метод и Ка»
Программа социально-педагогической реабилитации
и оказания коммуникативных услуг
воспитанникам АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат»
1. | Целевая группа: | |
Дети, имеющие умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость в возрасте, дети с ТМНР, РАС от 4 до 18 лет и старше | ||
2. | Цели и задачи: | |
Цели: Оказание помощи ребенку-инвалиду в восстановлении его социального статуса, социальной адаптации и интеграции в общество. Задачи: 1. Создание условий для всестороннего развития ребенка; 2. Обогащение его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, общество; 3. Формирование интересов ребенка; 4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного, реабилитационного, адаптационного процессов; 5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с состоянием здоровья, интересами и наклонностями каждого ребенка; 6. Соблюдение в работе учреждения преемственности предметного обучения; 7. Формирование у ребенка – инвалида механизмов предметной и игровой деятельности; 8. Социализация ребенка к окружающей действительности. | ||
3. | Краткая характеристика программы: | |
Основной функцией программы является создание условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно отсталых детей, реабилитации ребенка-инвалида, обеспечение его становления и адаптацию к окружающему миру. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его понятийного аппарата, образов, предметов и представлений. Программа состоит из разделов: — адаптационное обучение навыкам самообслуживания, социально – бытовая адаптация; — социокультурная реабилитация; — физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт; — социально-средовая реабилитация; — повышения коммуникативного потенциала. | ||
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы: Система мероприятий по реализации программы включает следующие этапы: Организационный; Практический; Аналитический. Подготовительный этап: — определение направлений деятельности; — написание программы; Основной этап: — выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы; — проведение информирования по программе. Итоговый этап: — диагностика и мониторинг; — подведение итогов реализации программы. | При работе по программе используются различные методы: Творческие методы анализа научной литературы; Анализ документации, моделирование процесса социально-педагогической деятельности; Метод сбора и обработки информации; Практические методы социально-педагогического консультирования; Методы воспитания. | |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения методического пособия: | |
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05. | Разработанные документы: учебный план, календарно-тематическое планирование | |
5. | Кто организует работу по применению программы: | |
Заместитель директора по социальной работе: Общий контроль и управление реализацией Программы Заведующий отделения: контролирует организационный процесс, своевременность и качество выполнения программы. Воспитатели: проводят работу по реализации программы с воспитанниками, обеспечивают мониторинг результативности программы. | Единый подход к воспитанию и обучению воспитанников. | |
6. | Место и условия применения программы: | |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — в организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — в домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — в центре помощи семье и детям. | Рекомендуемые формы: — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению. | |
7. | Результаты применения программы: | |
Ожидаемые результаты: Повышение уровня социальной адаптации. Получение данных о проблемах и нарушениях в адаптации и реабилитации, возможность их оперативного коррекции. Накопление статистической базы данных, характеризующих жизнь выпускников. | Охват детей, получивших услугу с использованием программы | |
8. | Методы оценки результатов: | |
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в июне и в декабре). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень социально педагогической реабилитации воспитанников и влияние процесса, организуемого в учреждении, на развитие ребенка. Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе программы. С помощью средств мониторинга оценивают степень развития воспитанников. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках программы. Мониторинг освоения проводится педагогом на основе наблюдения и анализа видов продуктов деятельности детей. | Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках программы. В ходе мониторинга заполняется диагностическая таблица. Оценка уровня развития: 0 баллов — низкий уровень; 1 балл — ниже среднего; 2 балла — средний уровень освоения программы | |