Программа социально-педагогической реабилитации и оказания коммуникативных услуг воспитанникам АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат» - Ресурсный центр

Программа социально-педагогической реабилитации и оказания коммуникативных услуг воспитанникам АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат»

АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик и технологий
«Метод и Ка»

Программа социально-педагогической реабилитации
и оказания коммуникативных услуг
воспитанникам АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат»

1.Целевая группа:
Дети, имеющие умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость в возрасте, дети с ТМНР, РАС от 4 до 18 лет и старше  
2.Цели и задачи:       
 Цели: Оказание помощи ребенку-инвалиду в восстановлении его социального статуса, социальной адаптации и интеграции в общество.
Задачи:
1. Создание условий для всестороннего развития  ребенка;
2. Обогащение его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, общество;
3. Формирование интересов ребенка;
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного, реабилитационного, адаптационного  процессов;
5. Вариативность использования образовательного материала, позволя­ющая развивать творчество в соответствии с состоянием  здоровья,           интересами и наклоннос­тями каждого ребенка;      6. Соблюдение в работе  учреждения преемствен­ности   предметного обучения;
7. Формирование  у ребенка – инвалида меха­низмов предметной и игровой      деятельности;
8. Социализация ребенка к окружающей действительности.  
3.Краткая характеристика программы:      
  Основной функцией программы является  создание условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно отсталых детей,     реабилитации ребенка-инвалида, обеспечение его  становления  и  адаптацию к окружающему миру.             Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его понятийного аппарата,  образов, предметов  и представлений.
Программа состоит из разделов:
— адаптационное обучение навыкам самообслуживания, социально – бытовая адаптация;
—   социокультурная реабилитация;
— физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт;
—  социально-средовая реабилитация;
— повышения коммуникативного потенциала.   
  Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы:   Система мероприятий по реализации программы включает следующие этапы:
Организационный;
Практический;
Аналитический.
Подготовительный этап:
— определение направлений деятельности;
— написание программы;
Основной этап:
— выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы;
— проведение информирования по программе.
Итоговый этап:
— диагностика и мониторинг;
— подведение итогов реализации программы.  
При работе по программе используются различные методы:
Творческие методы анализа научной литературы;
Анализ документации, моделирование процесса социально-педагогической деятельности;
Метод сбора и обработки информации;
Практические методы социально-педагогического консультирования;
Методы воспитания.    
4.Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения методического пособия:
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»,
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
—  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ  от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям).
— Конституция Российской Федерации.
— Конвенция о правах ребенка.
— Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».
— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.
— Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05.  
Разработанные документы:
учебный план, календарно-тематическое планирование    
5.Кто организует работу по применению программы:
Заместитель директора по социальной работе:
Общий контроль и управление реализацией Программы
Заведующий отделения:
контролирует организационный процесс, своевременность и качество выполнения программы.
Воспитатели:
проводят работу по реализации программы с воспитанниками, обеспечивают мониторинг результативности программы.   
Единый подход к воспитанию и обучению воспитанников.
6.Место и условия применения программы:
Программа может использоваться:
— в комплексных центрах социальной защиты населения;
— в организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития;
— в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью;
— в домах-интернатах для умственно-отсталых детей;
— в центре помощи семье и детям.   
Рекомендуемые формы:
— организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению.  
7.Результаты применения программы:
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня социальной адаптации.
Получение данных о проблемах и нарушениях в адаптации и реабилитации, возможность их оперативного коррекции.
Накопление статистической базы данных, характеризующих жизнь выпускников.  
Охват детей, получивших услугу с использованием программы    
8.Методы оценки результатов:
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в июне и в декабре). Основная задача мониторинга за­ключается в том, чтобы определить степень социально педагогической реабилитации воспитанников и влияние процесса, организуемого в  учреждении, на развитие ребенка.            Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежу­точных результатов, которые описаны в каждом разделе программы. С помощью средств мониторинга оценивают степень развития воспитанников. Данные о ре­зультатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках программы. Мониторинг освоения проводится педагогом на основе наблюдения и анализа видов продуктов деятельности детей.  Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в учреждении, анализ продуктов детской деятельности и спе­циальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о ре­зультатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках программы.  В ходе мониторинга заполняется диагностическая таблица.
Оценка уровня развития:
0 баллов —  низкий уровень;
1 балл —  ниже среднего;
2 балла — средний уровень  освоения программы