Программа «Социальная адаптации и сопровождение выпускников АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат»
15 апреля
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Программа «Социальная адаптации и сопровождение выпускников АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат»
1. | Целевая группа: |
Дети, имеющие умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость в возрасте после 18 лет | |
2. | Цели и задачи: |
Цели: — Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество; — Содействие адаптации выпускника детского дома к условиям жизни в окружающей деятельности; — Оказание содействия в дальнейшем самоопределении и социальной адаптации и интеграции в общество лицам из числа детей-сирот и детей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками учреждения. Задачи: Защита прав и интересов детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками учреждения.Взаимодействие с органами исполнительной власти Тюменской области, органами социальной защиты населения, организациями и службами муниципального образования, уполномоченными обеспечивать защиту прав и законных интересов детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.Оказание социальной, педагогической, психологической и других видов помощи выпускникам.Разработка и реализация индивидуальных планов по постинтернатному сопровождению выпускников.Оказание содействия в защите имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками детского дома.Оказание правовой грамотности выпускников детского дома с целью улучшения социальной адаптации.Анализ и прогнозирование нуждаемости в различных видах помощи выпускникам учреждения для детей-сирот и детей оставшимся без попечения родителей, определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-психологического и правового сопровождения развития выпускников.Консультирование по проблемам адаптации выпускников к самостоятельной жизни.Разработка программ по постинтернатному сопровождению выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. | |
3. | Краткая характеристика программы: |
Программа состоит из разделов: — Социально-педагогическая деятельность; — Социально-психологическая; — Социально-бытовая деятельность; — Защита прав и интересов выпускников. Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с выпускниками. Основа программы: — Гуманистические идеи воспитания и образования; — теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа; — теоретические положения возрастной психологии; — положение об активном влиянии социальной среды на развитие личности; — концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности. В настоящей программе применяются основные понятия, как: — постинтернатное сопровождение, — индивидуальная профилактическая работа, — индивидуальная программа социальной реабилитации выпускника интернатного учреждения, нуждающегося в социальном сопровождении, — специалисты сопровождения, — попечительский совет по постинтернатному сопровождению. | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы: Система мероприятий по работе с выпускниками в рамках реализации программы включает следующие этапы: Организационный; Практический; Аналитический. Подготовительный этап: — определение направлений деятельности; — написание программы; Основной этап: — выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы; — проведение информирования по программе. Итоговый этап: — диагностика и мониторинг; — подведение итогов реализации программы. | Используемые методы программы: При работе по программе используются различные методы: Творческие методы анализа научной литературы. Анализ документации, моделирование процесса социально-педагогической деятельности;Метод сбора и обработки информации;Практические методы социально-педагогического консультирования; Метод социального исследования по адаптации выпускников;Методы воспитания. |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения методического пособия: |
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05. | Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.): |
5. | Кто организует работу по применению программы: |
Заместитель директора по СР: Общий контроль и управление реализацией Программы Заведующий отделения: контролирует организационный процесс, своевременность и качество выполнения программы. Педагоги-психологи: проводят консультативную работу по программе , обеспечивают мониторинг результативности программы. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения программы: |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям. | Необходимое материальное обеспечение: Финансовое обеспечение программы являются средства областного бюджета, включенные в государственное учреждение. Рекомендуемые формы обучения по применению методического пособия: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению. |
7. | Результаты применения программы: |
Ожидаемые результаты: Создание постинтернатного сопровождения выпускников учреждения.Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников. | Охват детей, получивших услугу с использованием программы: Определить охват детей для получения услуги с использованиемпрограммы. |
8. | Методы оценки результатов: |
Инструменты оценки эффективности реализации программы: Выявление потребностей и оценка возможностей выпускника позволяют определить направления работы, предвидеть и оценить затруднения, возможные «риски» и найти пути их преодоления. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — Оценивается выполнение поставленных задач, насколько выпускник реализует навыки и умения в жизни. — Производится анализ процесса сопровождения. |