Программа по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие трудовых навыков (направление растениеводство)
03 февраля
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Программа по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие трудовых навыков (направление растениеводство)
1. | Целевая группа: |
Дети-инвалиды Родители, законные представители. | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: Формирование трудовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (по направлению растениеводства) необходимых для социальной адаптации, реабилитации и формирования жизненных компетенций. . Задачи: — Развитие коммуникативных навыков, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно-направленных мотивов труда, умение трудиться в коллективе и для коллектива); — Формирование трудовых умений и навыков, через практические занятия по растениеводству; — Повысить общий уровень развития детей; — Способствовать улучшению навыков работы в коллективе; — Воспитание положительного отношения к труду; — Развивать моторику пальцев и кистей рук. | |
3. | Краткая характеристика программы: |
Актуальность и новизна программы связана с использованием разнообразных средств и методов трудового воспитания детей, позволяющих повысить их трудовую активность. Трудовая коррекция строится с учетом умственных и физических возможностей, конечной целью которой является подготовка воспитанников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности. Программа рассчитана на детей- инвалидов с различной степенью умственной отсталости, с нарушением опорно-двигательной системы, нарушением речи. | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы Система мероприятий включает следующие этапы: — определение направления деятельности; — разработка программы; — подготовка к реализации программы; — выполнение мероприятий , направленных на реализацию программы; — проведение занятий по программе; — проведение мониторинга по выявлению динамики в формировании трудовых навыков у детей; — подведение итогов реализации программы. | Используемые методы и содержание программы При работе по программе используются различные методы: — |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: |
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05. | Программа утверждена приказом директора АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат» 14 августа 2017 года |
5. | Кто организует работу по применению программы |
Заместитель директора по социальной работе: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Старшая медицинская сестра: контролирует допуск ребенка к занятиям, проверяет медицинские противопоказания. Воспитатель: проводит диагностическое обследование ребенка, проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения программы: |
Программа может использоваться: — комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — специализированных Домах-ребенка. | Необходимое материально-техническое обеспечение: — Почвенная смесь под посадку; — Наличие кашпо, садово-огородного инвентаря; — Семена цветочных и овощных культур; — Лопата; — Лейка; -Емкости для рассады; — Грабли. |
7. | Результаты применения программы: |
В группе 25 детей в возрасте от 6 до 23 лет имеющих легкую, умеренную, тяжелую и глубокую степень умственной отсталости. Дети должны знать: — типы и состав почвы; — технологию обработки почвы; — значение овощных и цветочно-декоративных растений; — виды овощных и цветочно-декоративных растений; — приемы выращивания овощных и цветочно-декоративных растений; — условия, необходимые для прорастания семян; — инструменты для обработки почвы; — требования к выращиванию рассады; — требования к уходу за овощными и цветочно-декоративными растениями; — правила техники безопасности и охраны труда при работе с инвентарем. Дети должны уметь: — приготавливать почвенные смеси; — производить посадку и пересадку растений; — производить полив, рыхление, подкормку растений; — производить посев семян, выращивать рассаду; — работать лопатой, граблями и лейкой; — осуществлять прополку и уход за растениями; — наблюдать за ростом растений; — заготавливать семена однолетних цветочно-декоративных растений; — собирать урожай овощных культур; — подготовить почву для посадки на следующий год. | Охват детей, получивших услугу с использованием программы. . |
8. | Методы оценки результатов: |
2. Ежеквартальные проверки качества выполнения программы: — Выступления детей на мероприятиях учреждения; — Выступление детей на конкурсах; — Участие в конкурсах для детей с ограниченными возможностями здоровья. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: Улучшения в развитии трудовой активности, умений и знаний. |