Программа Коррекцинно - педагогической работы с обучающимися с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью (дефектолог) - Ресурсный центр

Программа Коррекцинно — педагогической работы с обучающимися с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью (дефектолог)

АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»

Банк социально-педагогических практик, форм, методик

 и технологий «Метод и Ка»

Программа
Коррекцинно — педагогической работы с обучающимися с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью (дефектолог)

1.Целевая группа:
        Дети с умственной отсталостью в возрасте от 4 до 23 лет на 2 года
2.Цели и задачи:       
   Цель: формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей  и способностей,   формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.     Задачи: Диагностические 1.педагогическое изучение детей. 2.определение индивидуальной программы. Воспитательные 1.Способствовать социализации детей с интеллектуальными нарушениями. 2.Формировать навык самостоятельности.  3.Способствовать становлению нравственной ориентировки. 4.Воспитывать положительные качества. Коррекционные 1.Формировать способы усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности. 2.Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка. 3.Преодолевать и предупреждать у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом. 4.Формировать способы ориентировки в окружающей действительности. Образовательные Формировать у детей систему знаний  и обобщенных представлений об окружающей действительности, математических представлениях,  предметной деятельности, обучении грамоте в зависимости от степени доступности.Развивать познавательную активность.Формировать все виды детской деятельности.
3.Краткая характеристика программы:      
 Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития обучающихся. Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Данная программа предлагает системный подход в коррекционно-педагогической работе с детьми с органическим поражением ЦНС в специализированном учреждении. Данная программа рассчитана на индивидуальное обучение и развитие каждого воспитанника.  Содержание: Обучение грамоте; Формирование элементарных математических представлений; Сенсорное воспитание; Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы — Создание условий для успешной реализации программы; — обследование детей; — организация индивидуальных занятий; — отслеживание динамики развития детей; — психолого-педагогическая поддержка ребенка; — консультирование воспитателей о развитии ребенка; — внесение корректив в индивидуальную работу с ребенком в случае необходимости.Используемые методы и содержание программы — социально-педагогические: консультирование  воспитателей по вопросам развития ребенка; — услуги в целях повышения коммуникативного потенциала ребенка; — оказание помощи воспитателю в обучении детей навыкам поведения.  
4.Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3. Конституция РФ;  4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» 5. Конвенция ООН о правах ребенка 6.Конвенция ООН о правах инвалидов 7.Постановление правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»; 8.Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010.   Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.):   — утвержденная программа
5.  Кто организует работу по применению программы:  
Специалисты, участвующие в реализации программы  Заместитель директора по СР: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Заведующий отделения: контролирует своевременность занятий и их качество. Педагог- дефектолог:  проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов).
6.Место и условия применения программы:
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью;  — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям.      Необходимое материально-техническое обеспечение: — Учебная зона; — Игровая зона; — Двигательная зона; — Зона релаксации. Технические средства: компьютер, принтер, набор интерактивных игрушек для детей. Методические материалы: цветные счетные палочки, демонстративный материал «Кто как устроен»,№Математика», «Азбука развития»,  настольная игра «подбери по цвету и форме», развивающие игры, кубики, домино.
7.Результаты применения программы:
Программа рассчитана на детей от 4 до 23 лет на 2 года. 1.Охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция нарушений психического и физического развития. 2.формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих. 3. Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде. 4. выработка у учащихся социально значимых умений с помощью обучения грамоте, счету, развития речевой деятельности.Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованиемметодического пособия. Диагностика развития детей.   Мониторинг результативности.
8.Методы оценки результатов:
1. Ежегодные проверки применения программы через мониторинг результативности.  Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — улучшение психоэмоционального состояния; — улучшения в развитии познавательной деятельности; — повышение уровня развития социальных навыков.