Программа Коррекцинно — педагогической работы с обучающимися с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью (дефектолог)
12 ноября
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Программа
Коррекцинно — педагогической работы с обучающимися с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью (дефектолог)
1. | Целевая группа: |
Дети с умственной отсталостью в возрасте от 4 до 23 лет на 2 года | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Задачи: Диагностические 1.педагогическое изучение детей. 2.определение индивидуальной программы. Воспитательные 1.Способствовать социализации детей с интеллектуальными нарушениями. 2.Формировать навык самостоятельности. 3.Способствовать становлению нравственной ориентировки. 4.Воспитывать положительные качества. Коррекционные 1.Формировать способы усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности. 2.Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка. 3.Преодолевать и предупреждать у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом. 4.Формировать способы ориентировки в окружающей действительности. Образовательные Формировать у детей систему знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, математических представлениях, предметной деятельности, обучении грамоте в зависимости от степени доступности.Развивать познавательную активность.Формировать все виды детской деятельности. | |
3. | Краткая характеристика программы: |
Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития обучающихся. Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Данная программа предлагает системный подход в коррекционно-педагогической работе с детьми с органическим поражением ЦНС в специализированном учреждении. Данная программа рассчитана на индивидуальное обучение и развитие каждого воспитанника. Содержание: Обучение грамоте; Формирование элементарных математических представлений; Сенсорное воспитание; Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности. | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы — Создание условий для успешной реализации программы; — обследование детей; — организация индивидуальных занятий; — отслеживание динамики развития детей; — психолого-педагогическая поддержка ребенка; — консультирование воспитателей о развитии ребенка; — внесение корректив в индивидуальную работу с ребенком в случае необходимости. | Используемые методы и содержание программы — социально-педагогические: консультирование воспитателей по вопросам развития ребенка; — услуги в целях повышения коммуникативного потенциала ребенка; — оказание помощи воспитателю в обучении детей навыкам поведения. |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: |
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3. Конституция РФ; 4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» 5. Конвенция ООН о правах ребенка 6.Конвенция ООН о правах инвалидов 7.Постановление правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»; 8.Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010. | Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.): — утвержденная программа |
5. | Кто организует работу по применению программы: |
Специалисты, участвующие в реализации программы Заместитель директора по СР: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Заведующий отделения: контролирует своевременность занятий и их качество. Педагог- дефектолог: проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения программы: |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям. | Необходимое материально-техническое обеспечение: — Учебная зона; — Игровая зона; — Двигательная зона; — Зона релаксации. Технические средства: компьютер, принтер, набор интерактивных игрушек для детей. Методические материалы: цветные счетные палочки, демонстративный материал «Кто как устроен»,№Математика», «Азбука развития», настольная игра «подбери по цвету и форме», развивающие игры, кубики, домино. |
7. | Результаты применения программы: |
Программа рассчитана на детей от 4 до 23 лет на 2 года. 1.Охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция нарушений психического и физического развития. 2.формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих. 3. Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде. 4. выработка у учащихся социально значимых умений с помощью обучения грамоте, счету, развития речевой деятельности. | Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованиемметодического пособия. Диагностика развития детей. Мониторинг результативности. |
8. | Методы оценки результатов: |
1. Ежегодные проверки применения программы через мониторинг результативности. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — улучшение психоэмоционального состояния; — улучшения в развитии познавательной деятельности; — повышение уровня развития социальных навыков. |