Программа Комплексная социально-педагогическая модифицированная программа дополнительного образования по сенсорно-моторному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 18 лет и граждан старше 18 лет, проживающих в автономном стационарном учреждении социального обслуживания населения Тюменской области «Детский психоневрологический дом-интернат» "Развивайка" - Ресурсный центр

Программа Комплексная социально-педагогическая модифицированная программа дополнительного образования по сенсорно-моторному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 18 лет и граждан старше 18 лет, проживающих в автономном стационарном учреждении социального обслуживания населения Тюменской области «Детский психоневрологический дом-интернат» «Развивайка»

АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»

Банк социально-педагогических практик, форм, методик

 и технологий «Метод и Ка»

Программа Комплексная социально-педагогическая модифицированная программа дополнительного образования по сенсорно-моторному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 18 лет и граждан старше 18 лет, проживающих в автономном стационарном учреждении социального обслуживания населения Тюменской области «Детский психоневрологический дом-интернат» «Развивайка«

1.Целевая группа:
        Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития от 5 до 18 лет
2.Цели и задачи:       
   Цель: Формирование трудовых умений и навыков, через овладение предметно-практической деятельности, в результате развития сенсорно-моторной сферы.   Задачи: — развитие творческих мыслительных способностей; — формирование практических представлений, умений и навыков, позволяющих воспитаннику быть максимально самостоятельным в повседневной жизни; — формировать способность совершать перцептивные действия в процессе выполнения заданий, знакомить со способами тактильного, зрительного обследования предметов; — учить выполнять элементарные орудийные действия, использовать орудия и предметы для достижения цели; — развить, совершенствовать и постепенно увеличивать содержание трудовых навыков; — формировать способность действовать произвольно с минимальным внешним контролем во время трудовой деятельности.  
3.Краткая характеристика программы:      
 Программа рассчитана на детей-инвалидов с тяжелой формой психического расстройства, имеющих сопутствующие соматические заболевания, маломобильных, с отсутствием речи либо со значительными ее дефектами, проживающими в стационарном учреждении. Программа направлена на формирование трудовых компетенций детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями и имеет социально- педагогический профиль. Программа предусматривает использование сенсорно-моторного развития воспитанников, как основной элемент предметно-практической деятельности. Особенностью является распределение материала не по возрастным периодам, а по уровню индивидуального развития. время освоения каждого этапа строго индивидуально и зависит от скорости и уровня освоения ребенком новых навыков.  
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы Система мероприятий по работе с детьми в рамках реализации программы включает следующие этапы: — Работа по развитию сенсорно-моторной сферы; — Предметно-практическая деятельность; — Развитие трудовых навыков. Подготовительный этап: — Написание программы; — Определение направления деятельности; — формирование группы; Основной этап: — Выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы; — Проведение занятий по программе; Итоговый этап: — Диагностика ; — Подведение итогов реализации программы.  Используемые методы и содержание программы   При работе по программе используются различные методы:   — Словесный метод:  инструктаж, устное изложение, беседа, объяснение;   — Метод наглядного восприятия: показ иллюстрированных пособий: плакатов, картин, таблиц, зарисовок на доске;   Метод демонстраций используется при демонстрации технических установок (бизиборды, механотехника);    Практический метод: тренировочные упражнения;   — Метод экспертных оценок, опрос, анкетирование; —  Метод анализа; — Метод наблюдения.  
4.Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы:
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» —  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ  от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05.        Программа утверждена приказом    директора АСУСОН ТО «Детский   психоневрологический дом-интернат»    14 августа 2017 года
5.  Кто организует работу по применению программы
Заместитель директора по социальной работе: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Старшая медсестра: контролирует допуск ребенка к занятиям, отсутствие медицинских  противопоказаний. Педагог дополнительного образования:  проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов).
6.Место и условия применения программы:
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью;  — Домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям. —    Необходимое материально-техническое обеспечение: — Технологические приспособления для развития сенсорной сферы; Магнитная доска; — компьютер и развивающие компьютерные игры; — телевизор,; — образовательно-профилактическая программа «Волна»; — нетрадиционные материалы для развития воздушной струи; — пособия по программе «Мы вместе»: «Текстурированная карусель», «Мерцание света», «Пазл-гусеница», «музыкальная улитка», «Развивающий центр с формами», «Пятифункциональный развивающий центр», «игра «Крестики-нолики», пиктограмма АБВ; — сухие бассейны для мелкой моторики с разными наполнителями; — детские эспандеры, шарики су-джок, массажные мячи, массажные кольца, аппликатор Кузнецова, нетрадиционные пособия для развития мелкой моторики пальцев рук; — интерактивные плакаты,  книги, игрушки —  Аптечка. Рекомендуемые формы обучения по применению программы: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению.    
7.Результаты применения программы:
Программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет; Сроки реализации программы –  3года, наполняемость группы – 5 человек.Охват детей, получивших услугу с использованием программы. Определить охват детей для получения услуги с использованием программы. Дети должны знать: — своё имя; — названия овощей, фруктов; — названия домашних животных (кошка, собак); — названия диких животных (лиса, заяц); — названия птиц; Дети должны уметь: — повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции; — строить фразы, характеризующие действия логопеда и детей (для обучающихся, владеющих связной устной речью); — использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи …»; — осуществлять классификацию (овощи, фрукты, животные, птицы).
8.Методы оценки результатов:
1. Ежегодные проверки выполнения программы: 2. Проведение стартового и итогового контроля знаний и умений выполнять инструкции; 3. Определение уровня заинтересованности детей по направлениям программы;  Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — улучшение в развитии двигательных и физических качеств; — улучшение психоэмоционального состояния; — улучшение в развитии познавательной деятельности.