Программа "Акапелька" - Ресурсный центр

Программа «Акапелька»

АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»

Модифицированная программа дополнительного образования для детей и молодых инвалидов с интеллектуальными отклонениями художественно-эстетической направленности в условиях автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Детский психоневрологический дом-интернат» «Акапелька» (вокально-хоровое пение)

1.Целевая группа:
Дети с тяжелой, средней степенью умственной отсталостью в возрасте от 4 до 18 лет и молодые инвалиды     
2.Цели и задачи:       
 Цель программы:
Развитие личности ребенка и молодого инвалида с интеллектуальными отклонениями  посредством хорового и вокального пения. Развитие творческого потенциала путем приобщения их к исполнительским способностям через хоровое и вокальное исполнительство, развитие музыкального слуха и слушательской культуры.
Задачи:
Развитие певческих умений и навыков: тембрового, ладово-высотного, динамического слуха, чувство ритма, певческого голоса;
Развитие когнитивных навыков, посредством развития музыкальной памяти, творческого воображения, способности сопереживать;
Приобретение детьми опыта творческой и концертной деятельности;
Овладение детьми духовными и культурными ценностями Родины, её певческой культуры, на основе изучения национальных, народных, детских, современных эстрадных песен и прочего.  
3.Краткая характеристика программы:      
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. В процессе овладения вокалом дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через творческое самовыражение, фантазирование.  
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы
Система мероприятий рассчитана на 3 года:
Подготовительный этап:
— Написание программы;
— Определение направления деятельности;
— Формирование группы;
Основной этап:
— Выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы;
— Проведение занятий по программе;
Итоговый этап:
— выступления детей на мероприятиях Учреждения и других уровнях выступлений;
— Подведение итогов реализации программы.  
Используемые методы и содержание программы
При работе по программе используются различные методы:
— метод анализа;
— метод наблюдения;
— словесный метод: устное изложение, беседа, объяснение;
— метод наглядного восприятия: показ видеоматериалов;
— практический метод: тренировочные упражнения, демонстрация.
— метод экспертных оценок, опрос.
4.Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы:
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
— Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ  от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям).
— Конституция Российской Федерации.
— Конвенция о правах ребенка.
— Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».
— Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.
— Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05.  
Программа утверждена приказом  директора АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат»    
5.  Кто организует работу по применению программы
 Заместитель директора по социальной работе:
контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг.
Психолог:
контролирует допуск ребенка к занятиям, проводит диагностическое обследование ребенка.
Педагог дополнительного образования:
проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий.   
Занятия проходят  с 1 сентября по 31 мая. Срок реализации – 3 года. Каждое занятие студии является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки,
музыкально-ритмические движения). Каждое занятие строится по схеме:
— настройка певческих голосов;
— комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;
— дыхательная гимнастика;
— речевые упражнения;
— распевание;
— пение вокализов;
— работа над произведениями;
— анализ занятия.  
6.Место и условия применения программы:
Программа используется в учреждении «Детский психоневрологический дом-интернат»  Формы работы, предусмотренные программой:
групповые (занятия в хоре), индивидуальные (занятия по вокалу). Занятия проходят 2 раза в неделю в соответствии с учебно-тематическим планом, 2 занятия хором и 2 занятия вокалом. Продолжительность занятий от 10 до 40 минут.  
7.Результаты применения программы:  
1. Повышение уровня развития певческих умений и навыков;
2. Достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной и концертной деятельности
3. Проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка;
4. Умение произвольно регулировать поведение.
Дети должны уметь:
Петь в хоре и сольно;
Понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в хоровом коллективе;
Исполнять песни различного характера, направлений, стилей;
Соотносить в исполнении характер вокального и инструментального исполнения;
Использовать свои знания для организации процесса совмещения вокального исполнения, ритмической импровизации и движений под музыку;
Подготавливать певческий аппарат к вокальному музицированию;
Понимать простые дирижерские жесты;
В процессе исполнения различных песен решать задачи творческого и поискового характера;
Передавать особенности музыкального образа произведения;  
Подведение итогов
Формой подведения итогов и реализации направлений «Вокально-хоровое пение» являются:
— контрольные занятия;
— участие в досуговых мероприятиях, праздниках, концертах учреждения,
— вокальных и хоровых конкурсах различного уровня.    
8.Методы оценки результатов:
Способом определения результативности программы является – диагностика, которая проводится 3 раза в год:
входящая – сентябрь,
промежуточная – январь,
итоговая – май.
Основные критерии и показатели  «Диагностики музыкальных способностей детей»
«3» – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого;
«2» – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания;
«1» – ребёнок малоэмоционален, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности, не справляется с заданием.  
Форма проведения диагностики «музыкальных способностей детей»,  разработана  К. В. Тарасовой. Диагностика  проводится в начале, в середине и в конце учебного года. Выведение процентных соотношений позволит проследить динамику музыкального развития детей, планировать репертуар и основные направления работы.