Программа «Акапелька»
11 октября
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Модифицированная программа дополнительного образования для детей и молодых инвалидов с интеллектуальными отклонениями художественно-эстетической направленности в условиях автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Детский психоневрологический дом-интернат» «Акапелька» (вокально-хоровое пение)
1. | Целевая группа: | |
Дети с тяжелой, средней степенью умственной отсталостью в возрасте от 4 до 18 лет и молодые инвалиды | ||
2. | Цели и задачи: | |
Цель программы: Развитие личности ребенка и молодого инвалида с интеллектуальными отклонениями посредством хорового и вокального пения. Развитие творческого потенциала путем приобщения их к исполнительским способностям через хоровое и вокальное исполнительство, развитие музыкального слуха и слушательской культуры. Задачи: Развитие певческих умений и навыков: тембрового, ладово-высотного, динамического слуха, чувство ритма, певческого голоса; Развитие когнитивных навыков, посредством развития музыкальной памяти, творческого воображения, способности сопереживать; Приобретение детьми опыта творческой и концертной деятельности; Овладение детьми духовными и культурными ценностями Родины, её певческой культуры, на основе изучения национальных, народных, детских, современных эстрадных песен и прочего. | ||
3. | Краткая характеристика программы: | |
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. В процессе овладения вокалом дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через творческое самовыражение, фантазирование. | ||
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы Система мероприятий рассчитана на 3 года: Подготовительный этап: — Написание программы; — Определение направления деятельности; — Формирование группы; Основной этап: — Выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы; — Проведение занятий по программе; Итоговый этап: — выступления детей на мероприятиях Учреждения и других уровнях выступлений; — Подведение итогов реализации программы. | Используемые методы и содержание программы При работе по программе используются различные методы: — метод анализа; — метод наблюдения; — словесный метод: устное изложение, беседа, объяснение; — метод наглядного восприятия: показ видеоматериалов; — практический метод: тренировочные упражнения, демонстрация. — метод экспертных оценок, опрос. | |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: | |
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05. | Программа утверждена приказом директора АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат» | |
5. | Кто организует работу по применению программы | |
Заместитель директора по социальной работе: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Психолог: контролирует допуск ребенка к занятиям, проводит диагностическое обследование ребенка. Педагог дополнительного образования: проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Занятия проходят с 1 сентября по 31 мая. Срок реализации – 3 года. Каждое занятие студии является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения). Каждое занятие строится по схеме: — настройка певческих голосов; — комплекс упражнений для работы над певческим дыханием; — дыхательная гимнастика; — речевые упражнения; — распевание; — пение вокализов; — работа над произведениями; — анализ занятия. | |
6. | Место и условия применения программы: | |
Программа используется в учреждении «Детский психоневрологический дом-интернат» | Формы работы, предусмотренные программой: групповые (занятия в хоре), индивидуальные (занятия по вокалу). Занятия проходят 2 раза в неделю в соответствии с учебно-тематическим планом, 2 занятия хором и 2 занятия вокалом. Продолжительность занятий от 10 до 40 минут. | |
7. | Результаты применения программы: | |
1. Повышение уровня развития певческих умений и навыков; 2. Достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной и концертной деятельности 3. Проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка; 4. Умение произвольно регулировать поведение. Дети должны уметь: Петь в хоре и сольно; Понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в хоровом коллективе; Исполнять песни различного характера, направлений, стилей; Соотносить в исполнении характер вокального и инструментального исполнения; Использовать свои знания для организации процесса совмещения вокального исполнения, ритмической импровизации и движений под музыку; Подготавливать певческий аппарат к вокальному музицированию; Понимать простые дирижерские жесты; В процессе исполнения различных песен решать задачи творческого и поискового характера; Передавать особенности музыкального образа произведения; | Подведение итогов Формой подведения итогов и реализации направлений «Вокально-хоровое пение» являются: — контрольные занятия; — участие в досуговых мероприятиях, праздниках, концертах учреждения, — вокальных и хоровых конкурсах различного уровня. | |
8. | Методы оценки результатов: | |
Способом определения результативности программы является – диагностика, которая проводится 3 раза в год: входящая – сентябрь, промежуточная – январь, итоговая – май. Основные критерии и показатели «Диагностики музыкальных способностей детей» «3» – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого; «2» – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания; «1» – ребёнок малоэмоционален, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности, не справляется с заданием. | Форма проведения диагностики «музыкальных способностей детей», разработана К. В. Тарасовой. Диагностика проводится в начале, в середине и в конце учебного года. Выведение процентных соотношений позволит проследить динамику музыкального развития детей, планировать репертуар и основные направления работы. | |