Позиционирование ребенка в течение дня (профилактика вторичных нарушений у детей, не имеющих возможности самостоятельно изменить положение тела) - Ресурсный центр

Позиционирование ребенка в течение дня (профилактика вторичных нарушений у детей, не имеющих возможности самостоятельно изменить положение тела)

Шаг 1. Определите и соблюдайте расписание смены положения тела ребенка в течение дня и во время сна – не реже, чем каждые два часа.

  • Переворачивайте ребенка на правую и левую сторону через равные промежутки времени. Составьте график использования поз с указанием промежутка времени, в течение которого ребенок должен находиться в той или иной позе (например, 13:00-14:00 – обед, поза сидя, коляска, 14:00-15:00 – игра и отдых, поза лежа на боку и на спине, укладки). 

Шаг 2. Следите, чтобы поза ребенка всегда была физиологичной – то есть безопасной и стабильной (ребенок не должен сползать, заваливаться, у него не должно быть страха падения). Поза не должна вызывать повышения мышечного тонуса и боли, нарушать дыхание. Она должна помогать ребенку, быть активным (наблюдать за окружающей средой, играть, общаться).

Шаг 3.  Оставляя ребенка в определенной позе, учитывайте с какой стороны расположен основной источник информации – где находятся окно, телевизор или другие дети.

Шаг 4.  Для правильного позиционирования ребенка используйте различные мягкие материалы (подушки, валики) и технические средства реабилитации (коляски, вертикализаторы, ходунки, подъемники, ортезы).

  • Технические средства реабилитации и укладки подбирайте и настраивайте строго индивидуально.

Положение на спине. Поза используется для отдыха.

Шаг 1. Расположите голову ребенка по средней линии, используйте для этого подковообразную подушку.                 Шаг 2. Подложите под колени валик или Т-образную подушку, можно использовать эластичный бинт для фиксации бедер.

Шаг 3. Подложите валик под стопы. Стопы не должны разваливаться в стороны или заваливаться внутрь. Угол в голеностопном суставе должен быть максимально приближен к прямому.

Шаг 4.  Используйте наклонную поверхность, которая помогает организовать интересные события в данной позе: ребенок сможет наблюдать за окружающими, общаться и играть, а не просто смотреть в потолок. Угол наклона должен составлять 30°, такое положение не требует от ребенка дополнительных усилий на поддержание позы.

Положение на животе. Поза используется для отдыха и игры.

Если ребенок отдыхает в этой позе – поверните голову ребенка на бок, подложите плоскую подушку, она не должна закрывать лицо и мешать дыханию. При наличии сгибательных контрактур в тазобедренных суставах под таз и голени подложите валики соответствующей величины.

Если поза предназначена для игры, выведите руки вперед (локоть строго под плечевым суставом), а под грудь подложите валик или клиновидную подушку.

        Если ребенку сложно поддерживать позу на животе с опорой на предплечья, используйте наклонную поверхность, утяжелители в районе таза.

Положение на боку. Поза используется для отдыха и игры.

Для поддержания данной позы активно используйте валики и подушки, чтобы обеспечить поддержку сзади и предотвратить заваливание назад. Ребенок не должен лежать на тазобедренном суставе – это вызывает боль.

Шаг 1. Подложите подушку под согнутую верхнюю ногу, чтобы избежать заваливания вперед и предотвратить развитие подвывиха и вывиха тазобедренного сустава.

  •  Подложите подушку соответствующей величины под голову так, чтобы голова и таз находились на одной линии. Верный подбор высоты подушки помогает избежать напряжения мышц шеи.
  •  Детям с низким мышечным тонусом под верхнюю руку спереди тоже подложите подушку.
  •  При выраженном разгибательном рефлексе руки приведите к средней линии туловища с помощью широкой косынки.

Поза сидя.  Поза используется для приема пищи, игры, общения, обучения.

Организуйте позу сидя различными способами.

  •  На детском стульчике подходящей высоты (ноги стоят на полу, чтобы помочь ребенку лучше опираться на ноги, используйте утяжелители на голени или тяжелую подушку, положенную на колени). Если ребенку тяжело сидеть с прямой спиной, используйте клиновидный блок на сидение. Широкая часть клина может быть обращена к краю сиденья или к спинке – в зависимости от того, как нужно изменить положение таза.
  •  Верхом на стуле-гитаре или скамейке (стопы стоят на полу, бедро немного опущено вниз, на выступающую часть скамейки при необходимости ребенок может опереться руками, поставить игрушки).
  •  Верхом на валике (при необходимости приподнимите задний конец валика, это поможет ребенку удерживать спину вертикально).
  •  В специальном кресле с передней опорой (сидение наклонено вперед, передняя опора в верхней части должна быть уже плеч, чтобы ребенок мог свободно свести руки перед собой, стопы стоят на подножке).
  •  В коляске или специальном кресле:

– таз расположен ровно и симметрично, не заваливается в стороны, вперед или назад. Для этого ширина сиденья должна соответствовать ширине таза. Сиденье и спинка не должны провисать. Для фиксации положения таза используйте тазовый ремень;

– корпус должен быть расположен ровно. Если ребенок плохо удерживает корпус в вертикальном положении, спинка кресла должна достигать уровня плеч. Если контроль корпуса недостаточен, используйте боковые поддержки, фиксатор-жилетку.

– подберите угол между сидением и спинкой (некоторые дети с тяжелыми двигательными нарушениями не могут сидеть с прямым углом в тазобедренных суставах из-за контрактур, вывиха тазобедренного сустава или недостаточной растяжки). Если никаких препятствий нет, угол между сидением и спинкой должен составлять 90°.

– если ребенку сложно сидеть с вертикальной или почти вертикальной спинкой или он устал находиться в таком положении и ему необходимо откинуться назад, измените угол наклона всего сидения целиком.

– если ребенок плохо контролирует положение головы, организуйте дополнительную поддержку (подголовник или специальный головодержатель).

– бедра расположите симметрично, параллельно друг другу или с небольшим разведением. Ширина сиденья должна соответствовать ширине таза, для разведения можно использовать мягкий валик между коленями, абдуктор или ремень-бабочку. Глубина сидения равна длине бедра минус 2 см.

– стопы поставьте на подножку, расположение подножки и угол ее наклона подбирайте индивидуально под ребенка;

– высота подлокотников должна быть удобной: руки свободно лежат на подлокотниках, локти не висят в воздухе, плечи в естественном положении, не подняты к ушам.

– пристегивайте ребенка в коляске тазовым ремнем, иначе существует высокая вероятность падения;

– когда коляска не находится в движении, особенно во время перемещения ребенка из коляски или в коляску, ставьте коляску на тормоз.

Положение стоя.  Поза используется для игры, общения, обучения.

Для придания позы используют передне и заднеопорные вертикализаторы. Переднеопорный вертикализатор используют, если ребенок хорошо держит голову, заднеопорные используют, если у ребенка есть выраженные деформации стоп, фиксированные контрактуры, он плохо контролирует голову.

  •  Фиксаторы вертикализатора должны быть расположены выше или ниже суставов и не давить на них.
  •  Продолжительность вертикализации должна соответствовать выносливости ребенка, изначально это время может составлять 5–10 минут и постепенно увеличиваться.
  •  Если ребенок хорошо переносит такую позу и ему комфортно ее поддерживать, используйте ее в ряде повседневных ситуаций: чистка зубов, мытье посуды, игра, приготовление уроков и др.