Модифицированная программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 18 лет в условиях автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Детский психоневрологический дом – интернат» «РАДУГА»
07 июля
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Модифицированная программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 18 лет в условиях автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Детский психоневрологический дом – интернат» «Радуга»
1. | Целевая группа: |
Дети с тяжелой, средней степенью умственной отсталостью. | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: Всестороннее развитие личности ребенка, путем формирования наглядно-образного мышления и развития творческих способностей и музыкального восприятия у детей средствами театрального искусства. Задачи: — Способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка; — Развивать ритмические способности и координацию движений. — Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики; — Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений; — Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. — Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков. Нормировать четкую, грамотную речь; — Пополнять словарный запас, образный строй речи. Помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения; — формирование социально-адаптивного поведения, позволяющего ребенку быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях. | |
3. | Краткая характеристика программы: |
В содержание включены четыре основных раздела: 1. Основы театральной культуры – призван обеспечить условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, 2. Театральная игра – направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу. уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, 3. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение им ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений, 4. Ритмопластика и Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, .умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы Система мероприятий рассчитана на 3 года: Подготовительный этап: — Написание программы; — Определение направления деятельности; — формирование группы; Основной этап: — Выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы; — Проведение занятий по программе; Итоговый этап: — выступления детей на мероприятиях Учреждения; — Подведение итогов реализации программы. | Используемые методы и содержание программы При работе по программе используются различные методы: Метод анализа; Метод наблюдения — Словесный метод: устное изложение, беседа, объяснение; — Метод наглядного восприятия: показ видеоматериалов; — Практический метод: тренировочные упражнения, демонстрация. — Метод экспертных оценок, опрос, анкетирование |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: |
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05. | Программа утверждена приказом директора АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат» 14 августа 2017 года |
5. | Кто организует работу по применению программы |
Заместитель директора по социальной работе: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Психолог: контролирует допуск ребенка к занятиям, проводит диагностическое обследование ребенка,. Педагог дополнительного образования: проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения программы: |
Программа может использоваться: — комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — специализированных Домах-ребенка. | Рекомендуемые формы обучения по применению программы: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению. Необходимое материально-техническое обеспечение: — Наличие просторного помещения для занятий; — Сцена для демонстрации инсценировок; — специально подготовленные пособия, компьютер; — музыкальный центр; Подборка музыкальных и видеопроизведений, сценариев, музыкальных сказок, песен, ролевых и дидактических игр, физминуток, гимнастических упражнений. |
7. | Результаты применения программы: |
Программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет; Граждан, старше 18 лет, проживающих в Учреждении. Наполняемость группы от 5 до 10 человек. | Охват детей, получивших услугу с использованием программы. Определить охват детей для получения услуги с использованием программы |
8. | Методы оценки результатов: |
1. Ежемесячные проверки выполнения программы: 2. Проведение стартового и итогового контроля знаний и умений работать в группе, выполнять инструкции; 3. Определение уровня заинтересованности детей по направлению программы; 4. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: Отработан механизм взаимодействия между педагогом дополнительного образования и детьми-инвалидами, путем проведения совместных занятий. Повысить интерес к занятиям, раскрыть и развить творческий потенциал детей, способствовать формированию социально-адаптивного поведения. Сформировать навыки выполнения различных видов предметно-практических действий с использованием сохранных анализаторов. |