Методическое пособие по проведению занятий по арт-терапии
25 сентября
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Методическое пособие
по проведению занятий по арт-терапии
1. | Целевая группа: |
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития от 3 до 18 лет | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: Формирование у детей потребности в самовыражении в творческой деятельности при помощи нетрадиционных способов рисования, лепки из пластилина. Задачи: — развитие эмоционально-волевой сферы — раскрытие творческого потенциала ребенка; — формирование творческих практических представлений, умений и навыков; — повышать интерес к художественной деятельности; — учить выполнять элементарные действия с красками, карандашами, с пластилином, с бумагой и другими материалами для творческой работы; — развивать психические процессы; — развивать воображение. | |
3. | Краткая характеристика методического пособия: |
В арт-терапии нет задачи «нарисовать или вылепить из пластилина красиво», главное – нарисовать или вылепить так, как получится. Задача арт-терапии- направить на выплеск эмоций и личных скрытых смыслов и в результате получить облегчение и осознание того, как быть дальше. Программа предусматривает использование различных методов развития эмоционально-волевой сферы воспитанников посредством творческого самовыражения. Программа рассчитана на детей-инвалидов с тяжелой формой психического расстройства, имеющих сопутствующие соматические заболевания, маломобильных, с отсутствием речи либо со значительными ее дефектами, проживающими в стационарном учреждении. Программа направлена на формирование творческих компетенций детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями . | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации методического пособия Система мероприятий по работе с детьми в рамках реализации методического пособия включает следующие этапы: Подготовительный этап: Написание программы; — определение направлений деятельности- формирование групп. Основной этап: — выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы; — проведение занятий по программе. Итоговый этап: — диагностика и мониторинг; — подведение итогов реализации методического пособия. | Используемые методы и содержание методического пособия При работе по методическому пособию используются различные методы: — Словесный метод: инструктаж, устное изложение, беседа, объяснение; — Метод наглядного восприятия: показ иллюстрированных пособий — Метод экспертных оценок, опрос, анкетирование; — Метод анализа; — Метод наблюдения. При работе по методическому пособию используются нетрадиционные техники: — тычок жесткой полусухой кистью; — рисование пальчиками и ладошкой; — оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой; — восковые мелки и акварель; — свеча и акварель; — монотипия предметная и пейзажная; — черно-белый, цветной граттаж; — кляксография, кляксография с трубочкой; — набрызг, отпечатки листьев; — тиснение; — вышивание на бумаге; — батик, декупаж; — валяние шерстью, рисование шерстяными нитками. |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения методического пособия: |
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05. | Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.): — информационно-методические материалы по организации арт-терапии. |
5. | Кто организует работу по применению методического пособия: |
Заведующий отделения: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Педагоги дополнительного образования: проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения методического пособия: |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям. | Необходимое материально-техническое обеспечение: — акварельные краски, гуаш; — восковые и масляные мелки, свечи; — ватные палочки; — поролоновые печатки; — коктейльные трубочки; — палочки или старые стержни для процарапывания; — матерчатые салфетки; — стаканы для воды; — подставки под кисти; — кисти. Рекомендуемые формы обучения по применению методического пособия: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению. |
7. | Результаты применения методического пособия: |
Программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет; Арт-терапия может длиться от одного занятия до нескольких лет. Возможные результаты: — осознание и глубокая проработка эмоций; — выход в приемлемой форме неприятных и беспокоящих эмоций; — облегчение болей из прошлого; — открытие в своей личности новых ресурсов и возможностей. | Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованиемметодического пособия. |
8. | Методы оценки результатов: |
1. Ежегодные проверки применения методического пособия; 2. Определение уровня заинтересованности детей по направлениямметодического пособия. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения методического пособия: — улучшение психоэмоционального состояния; — улучшение в развитии познавательной деятельности. |