Методическое пособие по проведению занятий по арт-терапии - Ресурсный центр

Методическое пособие по проведению занятий по арт-терапии

АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»

Банк социально-педагогических практик, форм, методик

 и технологий «Метод и Ка»

Методическое пособие

по проведению занятий по арт-терапии

1.Целевая группа:
        Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития от 3 до 18 лет
2.Цели и задачи:       
   Цель: Формирование у детей потребности в самовыражении в творческой деятельности при помощи нетрадиционных способов рисования, лепки из пластилина.   Задачи: — развитие эмоционально-волевой сферы — раскрытие творческого потенциала ребенка; — формирование творческих практических представлений, умений и навыков; — повышать интерес к художественной деятельности; — учить выполнять элементарные  действия с красками, карандашами, с пластилином, с бумагой и другими материалами для творческой работы; — развивать психические процессы; — развивать воображение.
3.Краткая характеристика методического пособия:      
 В арт-терапии нет задачи «нарисовать или вылепить из пластилина красиво», главное – нарисовать или вылепить так, как получится. Задача арт-терапии- направить на выплеск эмоций и личных скрытых смыслов и в результате получить облегчение и осознание того, как быть дальше. Программа предусматривает использование различных методов развития эмоционально-волевой сферы воспитанников посредством творческого самовыражения. Программа рассчитана на детей-инвалидов с тяжелой формой психического расстройства, имеющих сопутствующие соматические заболевания, маломобильных, с отсутствием речи либо со значительными ее дефектами, проживающими в стационарном учреждении. Программа направлена на формирование творческих компетенций детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями .  
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации методического пособия Система мероприятий по работе с детьми в рамках реализации методического пособия включает следующие этапы: Подготовительный этап:  Написание программы; — определение направлений деятельности- формирование групп. Основной этап: — выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы; — проведение занятий по программе. Итоговый этап: — диагностика и мониторинг; — подведение итогов реализации методического пособия.Используемые методы и содержание методического пособия При работе по методическому пособию используются различные методы: — Словесный метод:  инструктаж, устное изложение, беседа, объяснение; — Метод наглядного восприятия: показ иллюстрированных пособий — Метод экспертных оценок, опрос, анкетирование; —  Метод анализа; — Метод наблюдения. При работе по методическому пособию используются нетрадиционные техники: — тычок жесткой полусухой кистью; — рисование пальчиками и ладошкой; — оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой; — восковые мелки и акварель; — свеча и акварель; — монотипия предметная и пейзажная; — черно-белый, цветной граттаж; — кляксография, кляксография с трубочкой; — набрызг, отпечатки листьев; — тиснение; — вышивание на бумаге; — батик, декупаж; — валяние шерстью, рисование шерстяными нитками.
4.Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения методического пособия:
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» —  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ  от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05.        Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.):   — информационно-методические материалы по организации арт-терапии.
5.  Кто организует работу по применению методического пособия:
Заведующий отделения: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Педагоги дополнительного образования:  проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов).
6.Место и условия применения методического пособия:
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью;  — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям.      Необходимое материально-техническое обеспечение: — акварельные краски, гуаш; — восковые и масляные мелки, свечи; — ватные палочки; — поролоновые печатки; — коктейльные трубочки; — палочки или старые стержни для процарапывания; — матерчатые салфетки; — стаканы для воды; — подставки под кисти; — кисти. Рекомендуемые формы обучения по применению методического пособия: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению.
7.Результаты применения методического пособия:
Программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет; Арт-терапия может длиться от одного занятия до нескольких лет. Возможные результаты: — осознание и глубокая проработка эмоций; — выход в приемлемой форме неприятных и беспокоящих эмоций; — облегчение болей из прошлого; — открытие в своей личности новых ресурсов и возможностей.Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованиемметодического пособия.    
8.Методы оценки результатов:
1. Ежегодные проверки применения методического пособия; 2.  Определение уровня заинтересованности детей по направлениямметодического пособия.  Планируемые количественные и качественные результаты освоения методического пособия: — улучшение психоэмоционального состояния; — улучшение в развитии познавательной деятельности.