Методическое пособие по проведению занятий обучения альтернативным способам коммуникации с использованием пиктограмм
02 августа
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик и технологий «Метод и Ка»
Методическое пособие по проведению занятий обучения альтернативным способам коммуникации с использованием пиктограмм
1. | Целевая группа: |
Дети с умеренными и тяжелыми множественными нарушениями развития. | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: Формирование и развитие коммуникативных функций у детей с ОВЗ, через невербальные средства коммуникации – пиктограммы. Задачи: — развивать невербальные навыки общения; — развитие эмоционально-волевой сферы; — развивать психические процессы; — вызывать у детей желание пользоваться речью; — уточнять, пополнять пассивный и активный словарь; — создавать базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности. | |
3. | Краткая характеристика метода пиктограмм: |
Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Принцип пиктограмм широко применяется в нашем современном мире: — международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также дорожные знаки; — для обозначения опасных веществ и предметов; — условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях; — система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту; — на упаковке товаров; — в системе знаков программ компьютера и тд. Чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» — это может стать также одним из способов общения с окружающими людьми. | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации методического пособия Система мероприятий по работе с детьми в рамках реализации методического пособия включает следующие этапы: 1.Ознакомление ребенка со знаком – символом и уточнение его понимания. 2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. 3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа | Используемые методы и содержание программы Необходимое материально-техническое обеспечение: Картинки – пиктограммы со значениями слов по разделам: — общие знаки взаимопонимания; — слова, обозначающие качества; — сообщение о состоянии здоровья; — посуда, продукты питания; — предметы домашнего обихода; — личная гигиена; — игры и занятия; — религия; — чувства; — работа и отдых. Система пиктограмм по Л.Б.Беряевой: — Я – ребенок; — ребенок и явления природы; — ребенок в семье; — ребенок и мир животных; — ребенок и его игрушки; — ребенок и мир растений; — ребенок и его дом; — ребенок в школе. При работе по методическому пособию используются различные методы: — Словесный метод: инструктаж, устное изложение, беседа, объяснение; — Метод наглядного восприятия: показ иллюстрированных пособий: плакатов, картин, таблиц, зарисовок на доске; Практический метод: тренировочные упражнения; — Метод экспертных оценок, опрос, анкетирование; — Метод анализа; — Метод наблюдения. |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения методического пособия: |
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05. | Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.); -информационно-методические материалы по работе с пиктограммами |
5. | Кто организует работу по применению методического пособия: |
Заместитель директора по социальной работе: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Педагоги дополнительного образования, воспитатели, социальные работники, специалисты: проводят занятия с использованием пиктограмм, обеспечивают мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения методического пособия: |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — в некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — в домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — в центре помощи семье и детям. | Необходимое материально-техническое обеспечение: Картинки – пиктограммы со значениями слов по разделам: — общие знаки взаимопонимания; — слова, обозначающие качества; — сообщение о состоянии здоровья; — посуда, продукты питания; — предметы домашнего обихода; — личная гигиена; — игры и занятия; — религия; — чувства; — работа и отдых. Система пиктограмм по Л.Б.Беряевой: — Я – ребенок; — ребенок и явления природы; — ребенок в семье; — ребенок и мир животных; — ребенок и его игрушки; — ребенок и мир растений; — ребенок и его дом; — ребенок в школе. Рекомендуемые формы обучения по применению программы: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению. |
7. | Результаты применения методического пособия: |
Программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет; Возможные результаты: — осознание и глубокая проработка эмоций; — выход в приемлемой форме неприятных и беспокоящих эмоций; — облегчение болей из прошлого; — открытие в своей личности новых ресурсов и возможностей. | Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованиемметодического пособия. |
8. | Методы оценки результатов: |
1. Ежеквартальные проверки применения методического пособия; 2. Определение уровня заинтересованности детей по направлениямметодического пособия. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения методического пособия: — повышение мотивации к речевой деятельности; — улучшение психоэмоционального состояния; — улучшение в развитии познавательной деятельности; — повышение уровня невербального общения коммуникативных функций у детей с ОВЗ |