Комплексная программа по подготовке граждан старше 18 лет к самостоятельной жизни в обществе «Шаг за шагом» - Ресурсный центр

Комплексная программа по подготовке граждан старше 18 лет к самостоятельной жизни в обществе «Шаг за шагом»

АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»

Банк социально-педагогических практик, форм, методик

 и технологий «Метод и Ка»

Комплексная программа

по подготовке граждан старше 18 лет

к самостоятельной жизни в обществе

«Шаг за шагом»

1.Целевая группа:
        Граждане от 18 лет, имеющих умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость, проживающих в доме-интернате  
2.Цели и задачи:       
    Цели: Создание системы скоординированных действий педагогов, психологов, социальных работников по реализации комплекса эффективных мероприятий, направленных на социализацию молодых инвалидов, проживающих в доме – интернате, в общество.  Задачи: Формирование практических умений и навыков самообслуживания.Формирование и совершенствование коммуникативных навыков, навыков межличностных отношений.Формирование представлений о здоровом образе жизни, обучение гигиеническим навыкам.Социально-бытовая ориентировка.Формирование навыков общинного (группового) проживания.Удовлетворение основных жизненных потребностей человека (трудовая деятельность, общение, досуг).  
3.Краткая характеристика программы:      
   Обучение осуществляется по направлениям (шагам): — Формирование навыков самообслуживания; — Приготовление и употребление пищи. Мойка посуды; — Уборка помещений; — Стирка белья; — Навыки ориентации в учреждении, вне учреждения; — Навыки личной безопасности; — Навыки общения, т.ч. с помощью технических средств; — Навыки взаимоотношений, культуры поведения, этикета; — Профориентация; — Трудозанятость.    
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы Этапы: ОрганизационныйПрактическийПромежуточный анализАналитический  Используемые приемы программы:       Партнерские взаимоотношения.Создание ситуации успеха.Внешние стимулы – поощрения.Соревновательные элементы  
4.Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы:
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» —  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ  от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конвенция о правах ребенка. — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.           
5.  Кто организует работу по применению программы:
  Заместитель директора по СР: Общий контроль и управление реализацией Программы Заведующий отделения: контролирует организационный процесс, своевременность и качество выполнения программы. Педагоги-психологи:  проводят консультативную работу по программе , обеспечивают мониторинг результативности программы.  Воспитатель: проводит диагностическое обследование молодого инвалида, проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий.        
6.Место и условия применения программы:
  Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с молодыми инвалидами, имеющими нарушения развития; — — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — в центре помощи семье и детям.   Необходимое материальное обеспечение: Мебель, телевизор, ноутбук, компьютер, стол для работы с инструментами, посудомоечная машина, стиральная машина, кнопки вызова в туалетную комнату, инструменты для трудотерапии. Рекомендуемые формы обучения по применению программы: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению.  
7.Результаты применения программы:
— Расширить адаптивные возможности ребенка с проблемами в развитии; — Сформировать и закрепить умения и навыки, способствующие появлению подростка самостоятельности, ответственного поведения, снижению уровня внешней опеки; — Достичь определенного уровня самостоятельного проживания в микросоциуме с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; — Оценить личные возможности и перспективы ребенка в условиях выстроенной модели будущего; — Расширить навыки коммуникативного общения. — Сформировать трудовые навыки и потребности в трудозанятости.Охват детей, получивших услугу с использованием программы:   48 молодых инвалидов      
8.Методы оценки результатов:  
  Инструменты оценки эффективности реализации программы: Мониторинг проводится 3 раза в год. Основной метод: наблюдение.    Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: Обретение опыта совместного проживания . Выполнение доступных операций бытовой деятельности. Выполнение доступных моделей поведения при общении и взаимодействии с другими людьми.