Комплексная программа по подготовке граждан старше 18 лет к самостоятельной жизни в обществе «Шаг за шагом»
29 декабря
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Комплексная программа
по подготовке граждан старше 18 лет
к самостоятельной жизни в обществе
«Шаг за шагом»
1. | Целевая группа: | |
Граждане от 18 лет, имеющих умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость, проживающих в доме-интернате | ||
2. | Цели и задачи: | |
Цели: Создание системы скоординированных действий педагогов, психологов, социальных работников по реализации комплекса эффективных мероприятий, направленных на социализацию молодых инвалидов, проживающих в доме – интернате, в общество. Задачи: Формирование практических умений и навыков самообслуживания.Формирование и совершенствование коммуникативных навыков, навыков межличностных отношений.Формирование представлений о здоровом образе жизни, обучение гигиеническим навыкам.Социально-бытовая ориентировка.Формирование навыков общинного (группового) проживания.Удовлетворение основных жизненных потребностей человека (трудовая деятельность, общение, досуг). | ||
3. | Краткая характеристика программы: | |
Обучение осуществляется по направлениям (шагам): — Формирование навыков самообслуживания; — Приготовление и употребление пищи. Мойка посуды; — Уборка помещений; — Стирка белья; — Навыки ориентации в учреждении, вне учреждения; — Навыки личной безопасности; — Навыки общения, т.ч. с помощью технических средств; — Навыки взаимоотношений, культуры поведения, этикета; — Профориентация; — Трудозанятость. | ||
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы Этапы: ОрганизационныйПрактическийПромежуточный анализАналитический | Используемые приемы программы: Партнерские взаимоотношения.Создание ситуации успеха.Внешние стимулы – поощрения.Соревновательные элементы | |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: | |
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конвенция о правах ребенка. — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. | ||
5. | Кто организует работу по применению программы: | |
Заместитель директора по СР: Общий контроль и управление реализацией Программы Заведующий отделения: контролирует организационный процесс, своевременность и качество выполнения программы. Педагоги-психологи: проводят консультативную работу по программе , обеспечивают мониторинг результативности программы. Воспитатель: проводит диагностическое обследование молодого инвалида, проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | ||
6. | Место и условия применения программы: | |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с молодыми инвалидами, имеющими нарушения развития; — — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — в центре помощи семье и детям. | Необходимое материальное обеспечение: Мебель, телевизор, ноутбук, компьютер, стол для работы с инструментами, посудомоечная машина, стиральная машина, кнопки вызова в туалетную комнату, инструменты для трудотерапии. Рекомендуемые формы обучения по применению программы: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению. | |
7. | Результаты применения программы: | |
— Расширить адаптивные возможности ребенка с проблемами в развитии; — Сформировать и закрепить умения и навыки, способствующие появлению подростка самостоятельности, ответственного поведения, снижению уровня внешней опеки; — Достичь определенного уровня самостоятельного проживания в микросоциуме с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; — Оценить личные возможности и перспективы ребенка в условиях выстроенной модели будущего; — Расширить навыки коммуникативного общения. — Сформировать трудовые навыки и потребности в трудозанятости. | Охват детей, получивших услугу с использованием программы: 48 молодых инвалидов | |
8. | Методы оценки результатов: | |
Инструменты оценки эффективности реализации программы: Мониторинг проводится 3 раза в год. Основной метод: наблюдение. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: Обретение опыта совместного проживания . Выполнение доступных операций бытовой деятельности. Выполнение доступных моделей поведения при общении и взаимодействии с другими людьми. | |