Комплексное воздействие на развитие и воспитание ребенка - Ресурсный центр

Комплексное воздействие на развитие и воспитание ребенка

Под комплексным воздействием на развитие и воспитание ребенка следует понимать не только занятия и помощь различных специалистов но и общение родителей с ребёнком в домашней обстановке. Многие родители ссылаются на нехватку времени, чтобы позаниматься со своим ребёнком. Но важно не забывать, что для ребёнка родители и семья – это целый мир, в котором он живёт, учится радоваться и общаться. Современный темп жизни, нехватка свободного времени отдаляют родителей от детей. Тем ценнее опыт семей, где несмотря ни на что сохранились традиции совместных ужинов, настольных игр, просмотра и обсуждения телепередач и детских фильмов. Будучи членом семьи, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые оказывают большое влияние на развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым и общительным, либо тревожным и неразговорчивым. А что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр? Современные родители – люди очень занятые, привыкшие делать всё на бегу. Бывает так, что нет времени сесть и прочитать своему малышу сказку. Но мало кто задумывается, что заниматься и развивать ребёнка можно по дороге домой из школы, из магазина и т.д Чтобы ваша дорога в сад была интересной и веселой! Предлагаем вашему вниманию такие игры: Игры на развитие внимания: «Дорожки». Данная игра поможет развить у ребенка наблюдательность, математические представления. Предложите выбрать дорогу, по которой вы пойдёте домой. Сегодня вы пойдёте по длинной и узко или по короткой и широкой? Пусть ребенок сам выбирает и ведёт вас, ваша задача проговаривать, по какой дороге вы шагаете. Что встречаете на своем пути. «Ниже-выше». Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, заборы и т. д. «Маленький фантазёр». Предложите ребенку посмотреть на облака и придумать, на что они похожи. Возможно, это будет собачка или кошечка, а может жираф с длинной шеей. Только важно помнить, что и вы должны активно принимать участие в этой игре. Фантазируйте вместе. «Что это за звук?» Прислушайтесь. Кто это поёт? Птичка? Какая? А может это дятел стучит? А вдруг это дождик стучит по зонтику? А вы слушали, как шуршат листья под ногами? Как здорово идти и загребать ногой листву осенью, слушать, как шуршит листва. «Бывает–не бывает». Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Летом падает снег. Человек выше собаки. Воробей – это не птица. Кошка умеет летать. В такую веселую игру можно играть и на прогулке, и по дороге домой, и в транспорте. Она развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения. Игры на развитие восприятия и мелкой моторики. «Букет для мамы». Данная игра помогает не только развивать мелкую моторику ребенка, но и способствует формированию уважительного отношения к родителям. Любому ребенку будет приятно собрать для любимой мамы букет красивых осенних листьев, или ромашек, или одуванчиков. «Забавные фигурки». Особенно хорошо данные игры проводить зимой, когда есть снег из которого можно лепить снежки или снежную бабу. Снежки и комочки можно лепить разных размеров: от самых маленьких до самых больших, какие только получатся. Игры на развитие мышления. Таких игр очень много. Для них не потребуется дополнительного наглядного материала. Оглянитесь вокруг, у вас уже всё есть для того, чтобы сразу начать игру. «Продолжи ряд». Соберите вместе с ребенком листья от разных деревьев и выложите в ряд разные листья в определенном порядке – дубовый, березовый, липовый, дубовый, березовый, липовый, дубовый…и предложите ребенку продолжить этот ряд. «Сложи по размеру». Соберите разные по размеру листья и попросите ребенка разложить их от самого большого к самому маленькому или наоборот. «Сложи по цвету» Эта игра похожа на предыдущую. Только теперь необходимо разложить листочки по цвету. «Посчитаем вместе» Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно. Игры на развитие речи. «Что бывает?» Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант Или так: Что бывает вкусное? Что бывает красное? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное? «Закончи предложение» Марина не пошла сегодня в школу, потому что… ( заболела) Я не хочу спать, потому что… ( ещё рано) Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода) Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты) Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки) «Отгадай, что я вижу». Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словамиподсказками: · Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом). · Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей). · Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай). «Рифма». Вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. А почему бы вам вместе не поиграть по в рифмы? Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост — рост» и т. д. И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций. «В магазине». Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете: «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается перечислить продукты. · «Мы с тобой купим сахар. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для сахара?» «Сахарница» — отвечает ребенок. · «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» «Фрукты»- говорит сын или дочка. «Сравни». В магазине сравни два платья (по цвету, размеру, материалу). На улице сравни две машины, два дома, два дерева. Что нравится больше? Почему? Объясни. «Удивительная история». В этой игре нужно будет сочинить рассказ о том, что вы увидите с ребенком по дороге домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно. Конечно,дорогие мамы и папы, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить ребенку по пути домой. Но мне очень хотелось, чтобы они вам помогли стать ближе с вашим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним. Помните, каждый ребенок любит своих родителей просто так, только за то, что они его родители, за то, что они заботятся о нем и любят его. Совместные игры помогут стать вам ближе, а это очень важно. Играйте со своими детьми и дружите. Игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. Играйте и не забывайте хвалить своих детей! Вспомните любимые стихи, пословицы и поговорки, цвета, формы и счёт, съедобные и несъедобные грибы и ягоды, правила дорожного движения и многое другое. Или просто спросите как ребенок провёл день, чем занимался. Пусть ответит не одним словом «хорошо», а расскажет в нескольких предложениях. Побуждайте ребёнка рассказывать Вам о том, что он делает, помогая подбирать точные слова для выражения мысли. Тем самым Вы будете способствовать развитию связности речи.