Комплексная программа по подготовке к самостоятельной жизни детей с ОВЗ с применением «учебной тренировочной квартиры» «Равные возможности»
30 ноября
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Комплексная программа по подготовке к самостоятельной жизни детей с ОВЗ с применением «учебной тренировочной квартиры» «Равные возможности»
1. | Целевая группа: |
Дети и подростки с тяжелыми нарушениями умственного развития к самостоятельной жизни. | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: обучение детей и подростков с тяжелыми нарушениями умственного развития к самостоятельной жизни. Задачи: Формирование практических умений и навыков самообслуживания.Формирование и совершенствование коммуникативных навыков, навыков межличностных отношений.Формирование представлений о здоровом образе жизни, обучение гигиеническим навыкам.Социально-бытовая ориентировка.Формирование навыков общинного (группового) проживания.Формирование чувства коллективизма и стремления взаимопомощи. Удовлетворение основных жизненных потребностей человека (трудовая деятельность, общение, досуг). | |
3. | Краткая характеристика программы: |
Обучение осуществляется по трем направлениям: Бытовая деятельность;Социально-коммуникативная деятельность;Досуговая деятельность. Содержание: — формирование умений по выполнению гигиенических процедур, уборке помещений, уходу за вещами. Планированию расходов, совершению покупок, приготовлению пищи; — развитие и выстраивание межличностных отношений; — обучение организации своего свободного времени, формирование потребности культурно отдыхать, уметь принимать гостей, ходить на прогулку и т.д. | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы: Этапы: ОрганизационныйПрактическийПромежуточный анализАналитический | Используемые методы программы: Партнерские взаимоотношения.Создание ситуации успеха.Внешние стимулы – поощрения.Соревновательные элементы |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: |
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — Конвенция о правах ребенка. — Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. | . |
5. | Кто организует работу по применению программы: |
Заместитель директора по СР контролирует организационный процесс. Заведующий отделения: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Педагоги-психологи, логопед, дефектолог, воспитатели, медицинские работники: проводят занятия, обеспечивают мониторинг результативности занятий и развития детей. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения программы: |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с молодыми инвалидами, имеющими нарушения развития; — — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — в центре помощи семье и детям. | Необходимое материально-техническое обеспечение: Мебель, телевизор, ноутбук, компьютер, музыкальный центр, шкафы, письменный стол, посудомоечная машина, стиральная машина, плита, стол обеденный, прикроватные коврики, набор посуды, кнопки вызова в туалетную комнату, инструменты для трудотерапии. Рекомендуемые формы обучения по применению программы: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению. |
7. | Результаты применения программы: |
— Расширить адаптивные возможности ребенка с проблемами в развитии; — Сформировать и закрепить умения и навыки, способствующие появлению подростка самостоятельности, ответственного поведения, снижению уровня внешней опеки; — Достичь определенного уровня самостоятельного проживания в микросоциуме с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; — Оценить личные возможности и перспективы ребенка в условиях выстроенной модели будущего; — Расширить навыки коммуникативного общения. | Охват детей, получивших услугу с использованием программы: По 9 детей за один этап обучения |
8. | Методы оценки результатов: |
Инструменты оценки эффективности реализации программы: Мониторинг проводится 3 раза за 6 месяцев. Основной метод: наблюдение. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — появление у ребенка элементов навыков самообслуживания, — речевых навыков, — развитие психических функций. |