Комплексная программа по адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, через терапию творческого самовыражения в условиях АСУСОН ТО «Детского психоневрологического дома-интерната» с применением инклюзивного воспитания «Три кита»
08 июня
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»
Банк социально-педагогических практик, форм, методик
и технологий «Метод и Ка»
Комплексная программа по адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, через терапию творческого самовыражения в условиях АСУСОН ТО «Детского психоневрологического дома-интерната» с применением инклюзивного воспитания «Три кита»
1. | Целевая группа: |
Дети, имеющие умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость в возрасте от 3 до 18 лет | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: Формирование максимально возможной самореализации, через социально-позитивные виды деятельности. Задачи: 1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Внедрение эффективных методов и технологий по реабилитации , адаптации воспитанников, через творческое самовыражение. 3. Взаимодействие с учреждениями культуры для доступной интеграции детей в общество. | |
3. | Краткая характеристика методического пособия: |
Программа построена на визуальной и пластической экспрессии. Реализация программы сопровождается долгосрочной медико-психолого-педагогической, социальной помощью детям с интеллектуальными нарушениями. В основу программы заложен метод терапии творческого самовыражения ребенка. Актуальность программы заключается в комплексном сопровождении (медицинском, психологическом и педагогическом)детей, имеющих умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость и их развитии на основе выявленных творческих способностей, с учетом развития речи, коммуникативных навыков, общей и тонкой моторики, состояния здоровья в течении длительного времени. Программа «Три кита» предусматривает реабилитацию, адаптацию детей, в возрасте от 3 до 18 лет, с ограниченными возможностями здоровья, через терапию творческого самовыражения, в условиях Учреждения, через музыкотерапию, танцетерапию и постановочную деятельность. | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы: Система мероприятий по работе с детьми в рамках реализации программы включает следующие этапы: Организационный; Практический; Аналитический. Подготовительный этап: — определение направлений деятельности; — написание программы; — формирование групп Основной этап: — выполнение мероприятий, направленных на реализацию программы; — проведение занятий по программе. Итоговый этап: — диагностика и мониторинг; — подведение итогов реализации методического пособия. | Используемые методы программы: При работе по программе используются различные методы: Эмоционально-образный;Объяснительно-иллюстративный;Метод бессловесных действий;Метод словесных действий; |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения методического пособия: |
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05. | Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.): — утвержденная программа. |
5. | Кто организует работу по применению программы: |
Заместитель директора по СР контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Заведующий отделения: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Педагоги дополнительного образования: проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения программы: |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям. | Необходимое материально-техническое обеспечение: — наличие большого помещения; — музыкальный зал; — актовый зал со сценой; — световая мультимедийная аппаратура; — акустическая система; — ноутбук; — одежда сцены; — музыкальные инструменты; — набор для кукольного театра, куклы, ширма. Рекомендуемые формы обучения по применению методического пособия: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению. |
7. | Результаты применения программы: |
Ожидаемые результаты: Расширены навыки коммуникативного общения, творческого самовыражения, эмоциональной сферы воспитанников.Активное, деятельное отношение ребенка к окружающей действительности.Развит творческий потенциал воспитанников.Сформированы навыки правильного произношения, основы и элементы речевой культуры. | Охват детей, получивших услугу с использованием программы: Определить охват детей для получения услуги с использованиемпрограммы. |
8. | Методы оценки результатов: |
Инструменты оценки эффективности реализации программы: Диагностика предусматривает выявление знаний и умений детей по пяти разделам: — слуховые представления; — речевые игры; — образно-пластические движения; — развитие мелкой моторики; — музыкально- театральное образование. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — улучшение коммуникативных навыков; — повышение творческого потенциала у детей; — повышение уровня сформированности навыков правильного произношения основы и элементов речевой культуры. |