Комплексная межведомственная программа по адаптации и реабилитации аутичных детей 4-14 лет в условиях отделения социальной реабилитации АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат» «Мир для тебя» - Ресурсный центр

Комплексная межведомственная программа по адаптации и реабилитации аутичных детей 4-14 лет в условиях отделения социальной реабилитации АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат» «Мир для тебя»

АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат»

Банк социально-педагогических практик, форм, методик

 и технологий «Метод и Ка»

Комплексная межведомственная программа по адаптации и реабилитации аутичных детей 4-14 лет в условиях отделения социальной реабилитации АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат» «Мир для тебя»

1.Целевая группа:
        Дети, имеющие умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость в возрасте от 3 до 18 лет
2.Цели и задачи:       
    Цель: проведение адаптационно-реабилитационных мероприятий с детьми с синдромом раннего детского аутизма (далее РДА) с целью  социализации их к окружающему миру.  Задачи: Проведение и анализ диагностики ребенка с РДА при поступлении и по окончании реабилитации.Оказание комплексной медико-психолого-педагогической и  социальной помощи детям и подросткам, страдающим ранним аутизмом или аутистическими чертами личности, испытывающим трудности в социальной адаптации с учетом диагностики, ИПР и соматического состояния.Проведение консультаций для родителей (законных представителей) в период постинтернатного сопровождения ребенка.  
3.Краткая характеристика методического пособия:      
   Программа направлена на коррекцию патологических функций детей с РДА в процессе прохождения комплексной медико-психолого-педагогической, социальной реабилитации, адаптации в условиях отделения социальной реабилитации АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат». В ходе реализации программы предусматривается деятельность логопеда, психологов, воспитателей, медицинских работников, инструктора по адаптивной физкультуре и ЛФК, инструктора по труду, а также организация творческой и досуговой деятельности. Деятельность специалистов основывается на диагностике, определяется реабилитационный маршрут.  Реабилитационные мероприятия формируют навыки самообслуживания, развивают речь, психические функции.  
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы:   Система мероприятий по реализации программы включает следующие этапы: Организационный: первичная диагностика и установление типа РДА, подбор индивидуальной программы реабилитации (срок-10дней); Основной: адаптационно- реабилитационная работа специалистов (срок 6 месяцев). Завершающий взаимодействие с родителями, через участие родителей в проведении занятий; проведение консультаций для родителей по дальнейшей реабилитации детей(5-6месяц). Аналитический: подведение итогов, составление рекомендательного заключения для родителей ребенка (10 дней до окончания срока реабилитации), анкетирование родителей.  Используемые методы программы:     Формы и методы зависят от групп, к которой относится ребенок с аутичным синдромом: индивидуальная коррекционная работаспециалистов.    
4.Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения методического пособия:
— Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» —  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ  от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). — Конституция Российской Федерации. — Конвенция о правах ребенка. — Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». — Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. — Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05.        Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.):   — утвержденная программа.
5.  Кто организует работу по применению программы:
Заместитель директора по СР контролирует организационный процесс.  Заведующий отделения: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Педагоги-психологи, логопед, дефектолог, воспитатели, медицинские работники:   проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий и развития детей с РДА.   Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов).
6.Место и условия применения программы:
  Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью;  — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям.   Необходимое материально-техническое обеспечение: Сенсорные комнаты, кабинет логопеда, кабинет физиопроцедур, игровые комнаты, столовая, компьютерный класс, спортивный зал, тренажерный зал, кабинет адаптации, бытовая комната, теле-, ауди-, видео-аппаратура, актовый зал. Рекомендуемые формы обучения по применению методического пособия: — организация стажировочных площадок — организация семинаров по обмену опытом в рамках изучения опыта работы по данному направлению.  
7.Результаты применения программы:
Ожидаемые результаты: Формирование элементов навыков самообслуживания, речевых навыков, развитие психических функций.Охват детей, получивших услугу с использованием программы:   Определить охват детей для получения услуги с использованиемпрограммы.  
8.Методы оценки результатов:
Инструменты оценки эффективности реализации программы:   Анализ проводимой реабилитационной работы, корректировка маршрута. Анализ выполнения программы. Мониторинг освоения программы основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, согласно классификации ребенка с РДА.Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — появление у ребенка элементов навыков самообслуживания, — речевых навыков, — развитие психических функций.