Индивидуальная программа работы психолога по оказанию психологической помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, достигшим 18 летнего возраста "Забота о душе" - Ресурсный центр

Индивидуальная программа работы психолога по оказанию психологической помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, достигшим 18 летнего возраста «Забота о душе»

АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» Банк социально-педагогических практик, форм, методик и технологий «Метод и Ка»

Индивидуальная программа работы психолога по оказанию психологической помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, достигшим 18 летнего возраста

«Забота о душе»

1.Целевая группа:
        Дети с умственной отсталостью в возрасте 18 лет и старше
2.Цели и задачи:       
   Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие, художественные способности, всестороннее развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его индивидуальных особенностей и диагноза в процессе создания образов, используя сухой и мокрый песок.   Задачи: Обучение подростков с ограниченными возможностями здоровья различным приемам конструирования на песке с использованием природного и бросового материалов, игрушек – миниатюр.  Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества подростков  с ограниченными возможностями здоровья. Помочь ребенку стать социально адаптированным;Воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.  
3.Краткая характеристика программы:      
 Актуальность программы предоставляет возможность психологу осуществлять индивидуальный подход к каждому подростку. Особенностью программы является развитие у подростков творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Забота о душе» нацелена на общее развитие подростка и содержит задания творческих видов деятельности с использованием сухого и мокрого песка Коррекционная психологическая работа направлена на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения.    
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели применения программы : — Создание условий для успешной реализации программы; — психологическое обследование детей; — организация индивидуальных занятий; — отслеживание динамики психического развития; — психологическая поддержка ребенка; — консультирование воспитателей о психическом развитии ребенка; — внесение корректив в индивидуальную работу с ребенком в случае необходимости.Используемые методы и содержание программы :  — социально-психологические: психологическое обследование детей, коррекция познавательных процессов у детей, индивидуальные занятия, социально-психологический мониторинг — социально-педагогические: консультирование  воспитателей по вопросам развития ребенка Методы программы — метод беседы; — творческого самовыражения; — исследования личности; — метод анализа конкретных ситуаций; — игровое моделирование; — развивающие и имитационные игры.  
4.Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы:
1.Конвенция ООН о правах ребенка 2.Закон «Об образовании РФ» 3.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» 4.Этический кодекс психолога 5. Положение инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722 – 6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», 6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ  от 19 декабря 2014 г. № 1599 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). 7. Конституция Российской Федерации. 8. Постановление Правительства РФ от 18 августа2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья». 9.Саниртарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. 10. Письмо Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05.  Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.):   — утвержденная программа
5.  Кто организует работу по применению программы:  
Специалисты, участвующие в реализации программы  Заместитель директора по СР: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Заведующий отделения: контролирует своевременность занятий и их качество. Педагог- психолог:  проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов).
6.Место и условия применения программы:
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью;  — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям.Необходимое материально-техническое обеспечение: 1.Тест Векслера(взрослый вариант), набор интерактивных игрушек (разные серии), демонстрационный и раздаточный материал, песок(сухой, мокрый, цветной), игрушки для песочницы. Водонепроницаемый деревянный стол. 2.Песок промытый, прокаленный; 3.лопатки; 4.миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые); 5.кубики из разного материала (дерево, железо, пластмасса); 6 камушки, веточки, палочки; 7.бусинки, пуговки, кисточки; 8.набор мелкой посуды.
7.Результаты применения программы:
Программа рассчитана на детей от 12 до 18 лет; Срок реализации 1 год Возможные результаты: — умение различными приемами работы с сухим и мокрым песком; — умение создавать композиции и сюжеты на песке; — устойчивое внимание, память, мышление, пространственное воображении; — улучшение коммуникативных способностей; — развитие мелкой моторики и глазомера; — более активное участие в различных видах игровой, изобразительной творческой деятельности; — расширение кругозора и словарного запаса.Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованиемпрограммы. Диагностика высших психических функций детей, познавательных навыков; Мониторинг результативности.