Если у ребенка алалия - Ресурсный центр

Если у ребенка алалия

Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга во внутриутробном или раннем детском возрасте (до трёх лет).

          Детям с данным диагнозом сложно овладеть языком, они не воспринимают речь как единую систему. Недоразвитие речи с алалией приводит к нарушению развития познавательной деятельности, отдельных сторон личности ребенка, отсутствию потребности познания окружающего мира.

          В коррекционной работе используется следующая классификация алалии:

  1.  Сенсорная алалия – нарушение речевого дизонтогенеза (отклонения от нормального развития), обусловленное расстройством слухового восприятия. Характеризуется непониманием обращенной речи (ребёнок не осознает смысл и содержание сказанного), неразличением звуков, использованием простых звукоподражаний, отмечается непроизвольность внимания, нежелание вступать в контакт.
  2. Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга. У ребенка нарушен процесс формирования высказываний, понимание речи остается сохранным. У детей плохо развита моторика, отмечается нарушения высших психических функций (инертность мышления, малый объем памяти, расстройство восприятия, неустойчиво внимание). Активный словарь очень беден, в речи используются, в основном, имена существительные, очень редко глаголы, наречия и прилагательные.
  3. Сенсомоторная алалия – смешанная наиболее тяжелая форма, объединяющая в себе признаки как сенсорной, так и моторной алалии. Проявляется в неспособности произносить звуки, отмечается непонимание обращенной речи, словарный запас беден. Дети отличаются импульсивностью, неустойчивым  эмоциональным фоном, наблюдаются трудности с координацией и мелкой моторикой, нарушение памяти, внимания, восприятия, заторможенность.

В настоящее время проблема диагностики алалии и своевременного построения коррекционно-развивающей работы играет важную роль в преодолении имеющихся у ребенка проблем.

Вариантов речевого развития у детей с алалией много, поэтому вопрос об интеллектуальном развитии должен решаться дифференцировано. При одних вариантах интеллект у детей практически не страдает, при других — можно наблюдать ярко выраженную интеллектуальную недостаточность.

Комплексный подход к формированию речи при алалии направлен на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. Формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия, моторики, внимания, памяти, мышления.

Коррекционная работа начинается с сенсомоторного развития ребенка —  развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

В зависимости от анализатора, выполняющего ведущую роль, выделяют несколько видов восприятия:

  1. Зрительное (визуальное).
  2. Слуховое (акустическое).
  3. Осязательное.
  4. Вкусовое.
  5. Обонятельное.

Дети с алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, определении цвета, формы и величины предмета, его структуры. Игры на развитие восприятия помогают решить данные проблемы.
Игры на практическое выделение формы. В коробочку, имеющую разные по форме отверстия, необходимо положить шарики в круглое отверстие, кубики в квадратное.

Взять несколько коробочек разной формы, попросить ребенка найти крышку от каждой коробочки.

Игры на практическое выделение величины. Взять два ведерка одно большое другое маленькое, попросить ребенка рассортировать мячи по ведеркам.

Игры на различение цветов. Предложить ребенку мячи разных цветов, попросить рассортировать их.

Предложить ребенку одинаковые предметы (мячи, кубики, крышки), попросить выбрать из них только красные. Игра «Найди заплатку». Предложить ребенку найти заплатку, соответствующую цвету основания.

Игры на развитие тактильного восприятия. Можно использовать тактильные мешочки с разными наполнителями (гречка, макароны, рис, сахар, горох, манка и т.д.), ткань у мешочков должна быть разных цветов.

Занятие проводят с ощупывания мешочков, изучения цвета мешочков. Можно закрывать глаза и учится определять на ощупь, что внутри и какой мешочек по цвету снаружи.

Игры на развитие слухового восприятия.

Игра «Найди пару». В одинаковые коробочки (баночки) необходимо насыпать разное содержимое (горох, песок и др.), которые расположить на столе хаотично. Ребенку необходимо разобрать их по парам одинаково звучащим.

Игра «Что звучит?». Предложить ребенку разные музыкальные инструменты (бубен, барабан, колокольчик и др.), за его спиной играть инструментом и попросить ребенка найти тот инструмент, который играл.

Игры на развитие обоняния.

Игра «Коробочка с запахами». Берутся коробочки с разным содержимым (апельсин, кофе, корица, травы).

Взрослый предлагает ребенку понюхать содержимое баночек, называет, что за запах. В дальнейшем ребенку предлагается определить запах.

Игры на развитие вкуса.

В игровой форме знакомим ребенка с продуктами, имеющими различные вкусы: кислый (лимон), сладкий (шоколад),  соленый (соль). Учим дифференцировать продукты по вкусу.

Сенсомоторное развитие включает в себя занятия по развитию крупной и мелкой моторики. У детей с алалией отмечается плохая координация движений, которые выполняются неточно и неловко. Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения как:

— лепка;

— рисование пальчиковыми красками, кисточкой карандашами;

— рисование на манке;

— пальчиковые игры;

— мозаика;

— закручивание и откручивание крышек;

— шнуровки;

— игры с прищепками;

— игры с пуговицами, молниями, кнопками;

— игры с пинцетами.

Ключевую роль в развитии детей алалией играют высшие психические функции: внимание, память, мышление. 
Внимание- это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.
Для детей с алалией характерны следующие особенности: неустойчивость, непроизвольность внимания сложности планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств решения задач.

Для развития внимания можно применять следующие игры.

Игра «Найди тень». Предложить ребенку деревянные фигурки и попросить найти тень.

Игра «Найди животное». Предложить ребенку фигурки животных, попросить положить животное на фотографию, соответствующую данному животному.

Игра «Что пропало?». На столе поставить 6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.

Память – это вид умственной деятельности, предназначенный для сохранения, накопления и воспроизведения информации.

У детей с алалией отмечаются следующие особенности памяти: сужение объёма, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей. Особенно страдает вербальная память – произвольная, опосредованная, включающая память на слова и тексты.

Для развития памяти применяются следующее коррекционные упражнения.

«Запомни и выполняй». Выполнение ребенком двух и более действий-словесных инструкций. Например, хлопни в ладоши, потопай ногами.

«Магазин». Ребенка просят «сходить в магазин» и купить продукты, игрушки и т.д. (перечисляют, что необходимо купить). Вместе с ребенком проверяют правильность выполнения задания.

«День рождения». В гости к медведю пришли животные. Необходимо сказать ребенку, какой подарок подарит каждый из гостей. Ребенок должен вспомнить и постараться правильно выполнить упражнение.

Мышление – это процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.

Характерные особенности мышления и мыслительных операций у детей с алалией:

— отставание в развитии наглядно-образного мышления;

— нарушение процессов анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, исключения лишнего;

— замедленный темп усвоения причинно-следственных связей и закономерностей;

— замедленность мыслительных процессов;

— трудности в переключении с одного задания на другое.

Игры и упражнения для развития мышления предлагаются «от простого к сложному».

«Разрезные картинки». Сначала необходимо предложить ребенку сложить картинку из двух частей, затем из 3-4, усложняя задание.

«Почтовый ящик». Опустить фигуры в коробку, подобрав нужно отверстие, подходящее по форме.

«Кому что нужно». Подобрать предметы действия к самим действиям, изображенным на разных карточках (расческу – растрепанной девочке, молоток – мальчику, забивающему гвоздь, кастрюлю – повару и т.д.).

«Найди лишнее». Перед ребенком раскладывают предметы или картинки, относящиеся к одной лексической теме и одну из другой (например, лимон, банан, бабочка, груша), называют их и просят найти лишнее.

Таким образом, алалия представляет собой системное расстройство речи, которое проявляется в тяжелом недоразвитии или полном отсутствии речи у ребенка, отклонениях в психическом развитии, что определяет индивидуальный психолого-педагогический подход к решению данного вопроса.