Адаптивная физкультура для детей с ДЦП - Ресурсный центр

Адаптивная физкультура для детей с ДЦП

При детском церебральном параличе нарушения моторики формируют специфику физических упражнений.
Независимо от формы активности, двухлетки должны проводить в движении до двух с половиной часов в день, а дошколята трех-семи лет — до 6 часов.
С детьми, страдающими ДЦП, проводятся занятия в нетрадиционной форме. Среди различных видов востребованы:

  • упражнения в сухом бассейне, который заполнен разноцветными шариками. Дети во время занятий имеют безопасную опору, однако могут свободно двигаться и чувствовать контакт с шариками, которые оказывают стимулирующее и массажное действие. Таким образом, развивается координация движений, двигательная активность и равновесие. В бассейне с шариками можно делать любые упражнения для укрепления мышц спины, функций рук и кистей, зрительно-моторную координацию.
  • гимнастика на фитболе или физиоролле (соединенных между собой гимнастических мячах), специальных мячах с ручками, мячах-стульях и прозрачных мячах с колокольчиками внутри. Подобные упражнения улучшают мышечный корсет, функции нервной системы и внутренних органов, двигательные навыки, положительно влияют на психо-эмоциональное состояние.
  • упражнения на батуте или матах позволяют развить пространственные отношения и вестибулярный аппарат. Используются прыжки с изменением положения тела, с поворотом, перекаты, кувырки и группировки.

Музыкальное сопровождение позволяет детям с ДЦП совершенствовать чувства ритма. Инструктор может использовать аудиозаписи, традиционные и нетрадиционные музыкальные инструменты (например, барабан, бубен или ложки), коллективные хлопки или топание. Подходит ритмичное чтение стихов, пение. Произвольные движения дошколята могут выполнять в положении лежа или сидя.

Нормализация мышечного тонусаНеобходимо подавить позотонические реакции, для этого применяют упражнения, которые формируют навык удерживать положение тела и регулировать части тела. Движения выполняются с открытыми и закрытыми глазами, формированию мышечных чувств, нормализации базовых движений
Помощь в становлении статокинетических рефлексовУпражнения на преодоление противодействия и сохранение равновесия, движения на качающейся плоскости, прыжки на батуте.
Стабилизация положения тела, восстановления мышечных чувств, закрепление навыка самостоятельной ходьбы и стоянияУпражнения на приобретение двигательных навыков: бег, ходьба, лазание, ползание, прыжки, метание.
Смотря на себя в зеркало, ребенок видит свои ошибки и принимает правильное положение тела.
Тренировка опороспособности, равновесия тела, координации элементарных и сложных движенийМалоподвижные игры активизируют все виды активности: речевую, слуховую, зрительную, кинестетическую и двигательную. У малышей формируется зрительно-пространственное восприятие, схема движений и схема тела, тренируется координация и внимание.
Подвижные игрыПодвижные игры ориентированы на развитие двигательных навыков, улучшение функций анализаторов. Используются игры с преодолением препятствий, с элементами метания, прыжков, бега и ползания.
Гимнастические упражненияГимнастические упражнения на разные части тела с дозированной нагрузкой, чтобы развить мышечную силу, координацию движений и подвижность в суставах. Проводятся с предметами или без них, с мячами, гимнастическим оборудованием или дополнительным грузом.
Упражнения для расслабления мышцУпражнения для расслабления мышц и дыхания, ориентирования в пространстве, удержания прямостоящего положения, равновесия, точности движений.