Адаптивная физическая культура: программа работы с дошкольниками с умственной отсталостью - Ресурсный центр

Адаптивная физическая культура: программа работы с дошкольниками с умственной отсталостью

С несовершеннолетними, у которых диагностирована умственная отсталость или сохранный интеллект в детском саду занимаются педагоги-психологи, инструкторы по АФК, социальные педагоги и учителя-логопеды.

К этой категории относят малышей с заболеваниями центральной нервной системы (далее ЦНС), детским церебральным параличом, синдромом Дауна, иммунодефицитом всех типов, нарушением интеллекта. Сбои в работе ЦНС приводят к тому, что развитие психики и физиологии у них протекает не так, как у остальных детей. Недостаточно развиты мышечная, костная, эндокринная системы, органы чувств, нарушены память, внимание, мышление и речь. В этом случае применяется принцип коррекционно-развивающей деятельности, который опирается на исправление и полное преодоление психических и физических недостатков, формирование нравственных качеств и психических процессов.

Специалисты по АФК работают с малышами над: профилактикой и лечением соматических нарушений; общей физической подготовкой; коррекцией базовых движений; развитием координации, психических способностей и сенсорики; стимулированием познавательной деятельности и личностного роста.

Специфика работы заключается в том, что дети, с подобными отклонениями, не реагируют на слова, двигательный акт для них происходит на сохранном пространственном уровне. Поскольку у таких детей нарушен мышечный тонус, наблюдаются сложности с удержанием рук и ног в определенном положении, пластичность и выразительность движений ограничена, потому они уделяют повышенное внимание деталям движения, решению двигательных задач.

Следовательно, любое физическое упражнение и движение для них работает в пользу развития координации и стимулирования вестибулярного аппарата.