Адаптированная образовательная программа социально-педагогической направленности «Искусство песка»
11 января
АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» Банк социально-педагогических практик, форм, методик и технологий «Метод и Ка»
Адаптированная образовательная программа социально-педагогической направленности «Искусство песка» (с элементами песочного рисования)
1. | Целевая группа: |
Дети с умственной отсталостью от 6 до 18 лет | |
2. | Цели и задачи: |
Цель: дать ребенку быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку быть нужным и общительным. Задачи: Способствовать развитию коммуникативных навыков с помощью совместной игровой деятельности;Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей;Развивать познавательные функции;Развивать интерес к экспериментальной деятельности, любознательность. | |
3. | Краткая характеристика программы: |
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализует потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении и радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребенка – быть здоровым, эмоционально благополучным. | |
Последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели реализации программы — Создание условий для успешной реализации программы; — психологическое обследование детей; — организация индивидуальных занятий; — отслеживание динамики психического развития; — психологическая поддержка ребенка; — консультирование воспитателей о психическом развитии ребенка; — внесение корректив в индивидуальную работу с ребенком в случае необходимости. | Используемые методы и содержание программы : — социально-психологические: психологическое обследование детей, коррекция познавательных процессов у детей, индивидуальные занятия, социально-психологический мониторинг — социально-педагогические: консультирование воспитателей по вопросам развития ребенка Методы программы — метод беседы; — творческого самовыражения; — исследования личности; — метод анализа конкретных ситуаций; — игровое моделирование; — развивающие и имитационные игры. |
4. | Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения программы: |
1.Конвенция ООН о правах ребенка 2.Закон «Об образовании РФ» 3.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» 4.Этический кодекс психолога | Разработанные документы (положения, методические рекомендации, утвержденные программы и др.): -. утвержденная программа |
5. | Кто организует работу по применению программы: |
Специалисты, участвующие в реализации программы Заместитель директора по СР: контролирует организационный процесс занятий, своевременность и качество оказываемых услуг. Заведующий отделения: контролирует своевременность занятий и их качество. Педагог- психолог: проводит занятия, обеспечивает мониторинг результативности занятий. | Рекомендуемые формы стажировки (обучения) по применению данной программы: Возможно прохождения стажировки по применению программы на базе АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом – интернат» (теоретическая часть, наблюдение на занятиях, работа с детьми под руководством опытных педагогов). |
6. | Место и условия применения программы: |
Программа может использоваться: — в комплексных центрах социальной защиты населения; — некоммерческих организациях, ориентированных на работу с детьми, имеющими нарушения развития; — в центрах помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находятся и дети с инвалидностью; — домах-интернатах для умственно-отсталых детей; — центре помощи семье и детям. | Необходимое материально-техническое обеспечение: 1.Тест Векслера(взрослый вариант), набор интерактивных игрушек (разные серии), демонстрационный и раздаточный материал, песок(сухой, мокрый, цветной), игрушки для песочницы. Водонепроницаемый деревянный стол. 2.Песок промытый, прокаленный; 3.лопатки; 4.миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые); 5.кубики из разного материала (дерево, железо, пластмасса); 6 камушки, веточки, палочки; 7.бусинки, пуговки, кисточки; 8.набор мелкой посуды. |
7. | Результаты применения программы: |
Программа рассчитана на детей от 6 до 18 лет; Срок реализации 3 года — стабилизировать положительную динамику состояние эмоционального благополучия детей: они должны стать более коммуникативными, у них должно отсутствовать чувство тревожности, незащищенности, конфликтность; — у детей разовьются творческие способности; — в группе создастся благоприятный психологический климат. | Охват детей, получивших услугу с использованием методического пособия. Определить охват детей для получения услуги с использованиемпрограммы. Диагностика высших психических функций детей, эмоционально-волевой сферы, познавательных функций. Мониторинг результативности. |
8. | Методы оценки результатов: |
1. Ежегодные проверки применения программы через мониторинг результативности. | Планируемые количественные и качественные результаты освоения программы: — улучшение психоэмоционального состояния; — повышение уровня познавательной активности; — улучшения в социальной адаптации; — повышение уровня развития высших психических функций. |