Бытовые навыки. Гигиена (чистка зубов). - Ресурсный центр

Бытовые навыки. Гигиена (чистка зубов).

Шаг 1. Подготовьте необходимые инструменты для чистки зубов в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

     Это могут быть — бинт, мягкий напальчник, изготовленный из резины, зубная щетка в соответствии с возрастом ребенка и со щетиной различной жесткости с учетом индивидуальной чувствительности и состояния десен ребенка, электрическая зубная щетка, детская или взрослая зубная паста.

 В качестве вспомогательных средств гигиены можно использовать настой ромашки, пенку для очищения полости рта, дентальные салфетки, ирригатор.

Шаг 2. Выберите удобное положение в зависимости от возможностей ребенка удерживать позу (сидя на руках у взрослого, сидя в коляске, стоя у раковины).

Шаг 3. Установите контакт с ребенком.

  • Рассказывайте ему о том, что сейчас будет происходить.

Шаг 4.  Подготовьте ребенка к чистке зубов.

  •  Смочите щетку в теплой воде.
  • Дайте ребенку понюхать зубную пасту, помогите выдавить ее на щетку.

Шаг 5.  Выполняйте чистку зубов, в зависимости от умений ребенка.

  •  Пассивно. Чистите зубы ребенку, соблюдая одну и ту же последовательность: зубы ребенка сомкнуты (при таком положении можно одновременно почистить верхний и нижний ряды), щетка двигается из задней части рта вперед. Называйте последовательность действий: снаружи, изнутри, жевательная поверхность зубов.
  • Пассивно-активно. Удерживайте вместе с ребенком щетку «рука в руке». Если ребенку не удается вычистить все до конца, повторяйте чистку самостоятельно.
  • Активно. Оказывайте ребенку минимальную помощь, старайтесь, чтобы ребенок чистил зубы самостоятельно.

Шаг 6.  Прополощите ротовую полость.

  • Если ребенок умеет складывать губы в трубочку, плеваться, оказывайте ему лишь организующую помощь.
  • Если ребенок не может осуществлять данное действие, проводите несколько чисток зубов водой.

         Шаг 7. Вытирание рта.

  • Помогайте ребенку выполнять часть действий в пассивно-активной форме «рука в руке» вместе с взрослым, что является хорошим упражнением для осознания детьми схемы тела.
  • Пассивно. Вытирайте рот ребенку промакивающими движениями.
  • Пассивно-активно. Оказывайте ребенку физическую подсказку и вытирайте рот совместно.

Активно. Оказывайте ребенку небольшую организующую помощь.