Логопедические приемы для коррекции звукопроизношения в домашних условиях
1. Артикуляционная гимнастика
• Упражнения для губ: растягивание и округление губ, вытягивание их в трубочку, улыбка, оскал.
• Упражнения для языка: высовывание и удержание языка, загибание его краев вверх и вниз, круговые движения языком.
• Упражнения для нижней челюсти: открывание и закрывание рта, выдвижение нижней челюсти вперед и в стороны.
2. Постановка звука
• Изолированное произнесение звука: многократное повторение звука перед зеркалом, с опорой на тактильные и зрительные ощущения.
• Постановка звука в слогах: сначала в открытых слогах (например, А-А-А), затем в закрытых (например, АП-АП-АП).
• Постановка звука в словах: подбор слов со звуком в начале, середине и конце слова.
3. Автоматизация звука
• Произнесение звука в связных высказываниях: составление простых предложений и небольших рассказов со звуком.
• Чтение стихов, скороговорок и текстов со звуком.
• Использование пальчиковых игр и других игровых упражнений для закрепления звука.
4. Дифференциация звуков
• Противопоставление звука другим похожим звукам (например, С-Ш, З-Ж).
• Произнесение слов и предложений, различающихся одним звуком.
• Использование игр на различение звуков (например, «Хлопни в ладоши, если услышишь звук С»).
5. Развитие фонематического слуха
• Определение наличия или отсутствия звука в слове.
• Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
• Определение количества звуков в слове.
Рекомендации для родителей:
• Занятия должны быть регулярными, короткими (10-15 минут) и интересными для ребенка.
• Хвалите ребенка за успехи и поддерживайте его в случае неудач.
• Не торопите ребенка и не ругайте его за неправильное произношение.
• Занимайтесь с ребенком в игровой форме, используя наглядные материалы (картинки, зеркало).
• Если у вас не получается самостоятельно скорректировать звукопроизношение ребенка, обратитесь за помощью к логопеду.