Установление коммуникации
Шаг 1. Проговаривайте все действия, которые вы выполняете, когда контактируйте с ребенком.
Шаг 2. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать. Когда вы обращаетесь к ребенку, необходимо обратить на себя его внимание, например, дотронуться до предплечья или руки.
Шаг 3. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом. Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому, начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы ваше лицо оказалось в поле его зрения. |
Шаг 4. Постарайтесь говорить мало и не быстро. Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, говорите четко, ясно, коротко и простыми словами (например, «Идем гулять»).
Шаг 5. После своих реплик оставляйте паузы для ответа. Дайте ребенку возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой (иногда значительной). Не отвлекайтесь от собеседника в момент паузы, а заинтересованно ждите ответной реплики. Ребенок обязательно начнет вам отвечать, возможно, не сразу, а через множество повторений одного и того же. Вначале это будут не слова, а вокализация, жест, взгляд или изменение тонуса. Если ребенок отвечает вам тем или иным способом, сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.
Шаг 6. Обращайтесь к ребенку по имени. Выберите один-два удобных для вас варианта. Все взрослые, общающиеся с ребенком, должны обращаться к нему именно так.