Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации
Шаг 1. Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете. Используйте для этого сначала яркий, привлекательный, возможно, светящийся, но не мигающий предмет (фонарик, светящаяся игрушка, блестящий шарик и т.п.). Опытным путем найдите расстояние и позицию, в которой ребенок сможет заметить этот объект.
Шаг 2. Когда ребенок научился фиксировать взгляд на предмете, учите его следить за предметом в разных направлениях. Для этого медленно и с небольшой амплитудой перемещайте предмет вправо и влево, вверх и вниз, затем по кругу в разных направлениях. Дополнительно можно использовать звучание (например, бубенчики быстрее привлекут внимание, чем просто блестящий шарик). Параллельно с этим формируется умение фиксировать взгляд на лице говорящего с ребенком взрослого. Не спешите! Прослеживание – это сложный навык, и обучение ему может затянуться.
Шаг 3. Учите ребенка отказываться и соглашаться. Если вы заметили реакцию отказа, необходимо озвучить ее: «Ты не хочешь, нет», одновременно помогайте ребенку показать «нет» жестом, отодвинуть тарелку или игрушку рукой, покачать головой или отвернуться, в зависимости от его возможностей. Постепенно ребенок начнет вам подражать и отказываться от неприятного тем способом, которому вы его обучили.
Шаг 4. Научите ребенка выбирать. Для того чтобы научить ребенка выбирать, предлагайте ему два равнозначных предмета (белый хлеб и черный, расческу и щетку для волос, красные и зеленые колготки, мячик и погремушку) и спрашивайте, что он хочет. При этом ребенок должен быть знаком с предметами, которые вы предложили ему на выбор. Предъявите объекты в поле зрения ребенка и назовите их, ждите реакции: ребенок потянется к одному из них. Озвучивайте его выбор: «Ты выбрал мячик, будем играть в мячик». Одновременно другой предмет убирайте из поля зрения. В начале обучения такой выбор может быть случайным – как выбор может быть расценена любая активность ребенка в сторону одного из предметов (посмотрел, задел рукой, потянулся ртом и т.п.). Важно закрепить эту реакцию, чтобы для ребенка она всегда служила способом выбирать. Часто, особенно в начале обучения, этот выбор оказывается неверным (ребенок хотел не то, на что показал), в этом случае он обычно начинает проявлять негативизм или пользуется доступным ему способом отказа. Тогда возвращайте в поле зрения ребенка оба предмета и снова спрашивайте, что же он выбирает.