Организация пространства
Шаг 1. Организуйте пространство вокруг ребенка так, чтобы оно было понятным и интересным.
Шаг 2. Чтобы ребенок лучше ориентировался в помещениях дома (группы) сделайте обозначение каждой комнаты в виде картинки (например, столовая – картинка ложки, туалет – картинка туалетной бумаги и т.д.).
Шаг 3. Старайтесь часто не менять функционал помещений, так как изменения тяжело воспринимаются ребенком.
Пространство для сна.
Шаг 1. Организуйте пространство для сна так, чтобы оно было уютным. Переход от бодрствования ко сну и от сна к бодрствованию был спокойным и радостным. Шаг 2. Создайте пространство, которое будет сенсорно насыщенным, используйте цветное постельное белье, яркие коврики у кровати. Если ребенок умеет ходить, используйте мягкие прикроватные коврики. |
Шаг 3. Организуйте место для личных вещей ребенка (тумбочка, рюкзак), которое будет доступно ребенку.
- К вещам ребенка относитесь бережно, не выбрасывайте и не перекладывайте их без разрешения.
Шаг 4. Дайте ребенку возможность самому выбрать для себя вещи, которые ему понравились, например, покрывало, светильник, постельные вещи, повесить на стену фотографии самого ребенка и его близких или картину, которая ему нравится.
Шаг 5. После сна дайте возможность ребенку переместиться из кровати в другое пространство, где он сможет играть, общаться или учиться.
Пространство для игры.
Шаг 1. Оборудуйте игровую комнату так, чтобы в ней было много разнообразных игрушек.
- Старайтесь, чтобы у ребенка было много сенсорных игрушек – цветных, интересных на ощупь и с разными звучащими наполнителями (сенсорный коврик, дуга, с которой свешиваются игрушки).
- Для детей с нарушением зрения организуйте маленькую комнату с прозрачным потолком, в которой ребенок может легко достать до каждой стены и до потолка руками и ногами, где стенки имеют фактурные поверхности, а с потолка свисают небольшие интересные для обследования предметы. При этом находитесь рядом и комментируйте то, что вызывает интерес ребенка, а также помогайте ребенку поменять позу или выбраться наружу.
Шаг 2. Для развития двигательной активности оборудуйте игровую комнату кресло-качалкой, батутом, гамаком, качелями, трубой, большими мячами.
Шаг 3. Для участия ребенка в сюжетных играх, таких как дочки-матери, игра в больницу или в путешествие на поезде в игровой комнате должны быть куклы, мягкие игрушки, машинки, кубики, игрушечная посуда. Даже если ребенок не может взять рукой эти предметы, он может участвовать в сюжетной игре вместе со взрослым или другими детьми. Для строительства и конструирования может пригодиться мягкий конструктор на липучках.
Пространство для занятий.
Шаг 1. Четко структурируйте учебное пространство, здесь у каждого предмета должно быть свое место.
Шаг 2. Подбирайте позу для занятий с ребенком индивидуально с учетом его двигательных и зрительных возможностей. Занятия могут проходить как за столом, так и на полу.
Шаг 3. Организуйте пространство для занятий так, чтобы его не отвлекали лишние предметы, игрушки, посторонние звуки и другие дети.
Пространство для еды.
Шаг 1. Кормите ребенка за общим столом, чтобы он видел, как едят другие и учился есть самостоятельно.
Шаг 2. Предлагайте ребенку еду, которая должна быть разнообразной по вкусу, цвету и консистенции. Это необходимо для сенсорного развития ребенка.
Шаг 3. Подбирайте посуду для каждого ребенка индивидуально, она должна быть удобной.
Шаг 4. Если ребенок сам не ест ложкой, вложите ему в руку кусочек хлеба, яблока, чтобы еда не превращалась в пассивное занятие.
Пространство для хранения вещей.
Шаг 1. Храните одежду ребенка в его комнате. Шаг 2. Для обозначения места хранения вещей, приклейте их изображение на дверь шкафа. Шаг 3. Давайте возможность ребенку самому выбирать вещи. Шаг 4. Обучайте ребенка складывать вещи в шкаф. |
Пространство для умывания.
Шаг 1. Организуйте пространство для умывания так, чтобы умывальник, мыло и зубная щетка были доступны для ребенка, он смог дотянуться до них рукой.
Шаг 2. Во время выполнения процедур, проговаривайте с ребенком каждое выполняемое действие.
Шаг 3. Старайтесь, чтобы ребенок во время умывания видел себя в зеркале.