Знакомство детей со свойствами песка.
Солнце, и песок оказывают приятные ощущения и эмоции у каждого человека. Каждый из нас знает свойства песка. Кто в детстве не играл в «куличики»? Песочный набор – вот, что мы покупаем своему ребенку, когда идём гулять. Самые первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Это наши традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим, как простую песочницу можно использовать с другой стороны.
Песок – загадочный материал. Он обладает определенной способностью завораживать нас — своей способностью принимать любые формы: быть сухим, влажным, легким, скользящим, пластичным, плотным. Игры в песочнице захватывает дух у детей и взрослых.
Песочная терапия:
1. Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
2. Вызывает желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и экспериментировать.
3. Развивает творческую личность (саморазвитие ребенка).
4. Совершенствует развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры.
5. Развивает речь, закреплять навыки звукопроизношения, фонетико-грамматического строя, обучение письму и грамоте.
6. Интенсивно и гармонично развивает все познавательные функции (память, восприятие, мышление внимание).
Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. И это естественно, ведь дети нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
В своей работе применяю методы и приемы песочной терапии:
1. Игровая деятельность;
2. Практическая исследовательская деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (формочки, совочки, кисточки), наблюдения, экспериментирования;
3. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание иллюстраций и картин);
4. Словесные методы: рассказ педагога, беседы, чтение литературных произведений (сказки, стихи, использование фольклорного жанра (прибаутки, потешки).
В своей работе использую формы:
1. Индивидуальная
2. В парах
3. Групповая
Летом мы используем переносную песочницу на игровой площадке.
В результате работы мною было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, для детей разных групп, которые я использую при составлении занятий. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, постоянно мною варьируются. Занятие может быть сокращено с целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется в соответствии с настроением детей и т. п. Во время проведения занятий с использованием пескотерапии, я применяю такие формы работы с детьми, как: Сюжетные игры — «Построим дорожку (дом, заборчик)«, «Норки для мышки». « Лепим куличики».
Освоив простую постройку, даю усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).
Игры-забавы — «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы», «Дождик».
Дидактические игры-упражнения — «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
Рассказывание сказок. Инсценирование: «Испечем пирожки».
Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр мы стараемся соблюдать главное правило — максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. При работе с песком ребёнок забывает свои страхи, происходит развитие мелкой моторики рук, познаёт прелесть песочной фантазии, развивает креативное мышление. Именно в песочнице он проигрывает все тревожащие его проблемы. В песке ребёнок мечтает и воплощает свои задумки.
И напоследок, хочу пожелать воспитателям креативности и успехов в работе.