Рисование песком
Игра с песком — это не только развлечение для ребенка, сама текстура песка дает возможность для развития у детей тактильных ощущений, координации движений рук, пальчиков во время рисования.
Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле, другой поверхности- все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.
Дети развивают ловкость рук и пальчиков, что напрямую связано с развитием речи. Рисуя двумя руками одновременно, происходит развитие обоих полушарий головного мозга.
Данный вид рисования — один из самых необычных способов творческой деятельности, т.к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Песок — та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. В процессе работы развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции.
Детям с задержкой психического развития занятия дают качественный скачок в развитии логического мышления, речи, познавательного интереса, памяти и внимания.
Ребенок неуверенный в себе, с низкой самооценкой, не боится делать ошибки, разрешает себе творить и фантазировать, раскрывает свой внутренний мир — прекрасный и сказочный. С этой же целью, рисование на песке показано детям с ограниченными возможностями здоровья.
Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть ребенок погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится, то что мы видим на видеоролике. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».
Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации. Например, можно придумать историю «Путешествие в лето» Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести сначала прямую линию, затем волнистую линию-дорога, по которой путешествуем.
Можно предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.
Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять и увидели гору», тут подключаем работу пальцев обеих рук. Затем рисуем морских обитателей. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее. По мере освоения техники рисования песком, обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в собственные силы.